Александр Богомаз: «У нас огромная страна и огромные возможности. Вместе мы со всем справимся!»
29 апреля Губернатор Брянской области Александр Богомаз провел совещание по вопросам импортозамещения и реализации мероприятий по налаживанию кооперационных связей между промышленными предприятиями региона.
29 апреля Губернатор Брянской области Александр Богомаз провел совещание по вопросам импортозамещения и реализации мероприятий по налаживанию кооперационных связей между промышленными предприятиями региона.
Совещание, в котором приняли участие председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот, главный федеральный инспектор по Брянской области Андрей Дьячук, заместитель Губернатора Брянской области Николай Лучкин, руководители промышленных предприятий, прошло на площадке АО «Брянский автомобильный завод».
В конце февраля 2022 года реальный сектор экономики Брянской области столкнулся с новыми вызовами. В текущем году и в среднесрочной перспективе промышленные предприятия региона будут вынуждены работать в сложных экономических условиях, обусловленных введением санкций со стороны Евросоюза, США, Японии и ряда других недружественных стран.
Практически каждое промышленное предприятие в регионе в той или иной степени затронули вопросы импортозамещения, дефицита оборотных средств и разрыва существующих логистических цепочек. Тем не менее в I квартале 2022 года промышленные предприятия Брянской области показали хорошую динамику: индекс промышленного производства составил 109,1%, в обрабатывающих производствах — 109,7% к январю—марту 2021 года, а с учетом реализации отгруженной продукции — 152,2%.
Достижение данных показателей стало возможным благодаря плодотворной работе предприятий практически всех отраслей промышленности. Так, на Брянском автомобильном заводе по итогам 1 квартала текущего года объем товарного выпуска продукции увеличился в 4 раза, на Мальцовском портландцементе — на 70%, на Группе «Кремний» — на 60%. Карачевский завод «Электродеталь» и Клинцовский автокрановый завод достигли показателя 50%, Брянский машиностроительный завод — 40%.
Анализ ситуации на предприятиях обрабатывающих отраслей выявил, что наименее пострадавшими являются предприятия легкой промышленности, которые уже долгое время импортируют основное сырье, комплектующие и оборудование из Китая и ряда других азиатских стран.
Наиболее пострадавшими являются отрасли радиоэлектроники (микроэлектроники) и машиностроения. Для них характерны проблемы импорта материалов и комплектующих, наличия оборудования из Европы, США, Японии и других недружественных стран. Ряд материалов и комплектующих не смогут быть оперативно замещены на отечественном рынке или рынках Азии и Латинской Америки. Невозможность получения расходных материалов и запасных частей для оборудования приведет к определенным трудностям. Вместе с тем на брянских предприятиях уже есть достаточно примеров успешного решения вопросов по импортозамещению и инжинирингу. О некоторых из них нам и рассказали руководители предприятий.
Брянский автомобильный завод: работа на развитие оборонно-промышленного комплекса страныПеред началом совещания глава региона посетил цеха Брянского автомобильного завода — заготовительно-сварочный, сборочно-окрасочный, осмотрел технологическую линию по сборке машин, технику предприятия.
О производственных возможностях и перспективах развития АО «Брянский автомобильный завод, а также о необходимости создания новых инструментов поддержки для развития импортозамещения Губернатору Брянской области рассказал исполнительный директор предприятия Алексей Сдобнов.
Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» (входит в Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») — ведущий производитель специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до более 40 т. Предприятие способно обеспечить полный жизненный цикл выпускаемых СКШТ (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт).
В рамках программы диверсификации производства на заводе организован выпуск унифицированных узлов и агрегатов, которые успешно применяются в различной технике. Это важно как для обеспечения обороноспособности государства, так и экономического развития страны. В частности, успешно реализованы проекты в нефтегазовой сфере, строительстве, по модернизации транспортной инфраструктуры, созданию новой спасательной и аэродромной техники.
На протяжении последних лет Брянский автомобильный завод расширяет модельную линейку, осваивает новые виды изделий, улучшает качество выпускаемой продукции. На заводе поэтапно модернизируется производство.
БАЗ был основан в 1958 году. Целью его создания было обеспечение народного хозяйства не только промышленными тракторами марки Т-140 и Т-180, но и специальными автомобилями. За свою историю предприятие осуществило разработку более 100 образцов автомобильной техники. Начав свою деятельность с производства на базе узлов и агрегатов автомобильной техники, бронетранспортеров семейства БТР-152 завод впоследствии стал центром компетенции по производству колесной техники с уникальными характеристиками.
Новой вехой в истории завода стало вхождение в конце 2015 года в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей». Многое было сделано для налаживания стабильной работы завода, расширена кооперация среди предприятий, входящих в Концерн, организована работа по техническому перевооружению станочного парка.
Выручка предприятия в 2021 году увеличилась на 32% по сравнению с предыдущим годом. План на 2022 год — рост на 39% к 2021 году. В настоящее время АО «БАЗ» находится в активной стадии реализации стратегически значимого для предприятия инвестиционного проекта Строительства испытательного полигона, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей АО «БАЗ», включенного в государственную программу РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» на 2021—2027 гг.
В рамках реализации проекта АО «БАЗ» предусматривается строительство комплекса контрольно-испытательных трасс и техническое перевооружение действующих производственных мощностей в лабораторно-испытательный корпус, оснащенный новым, современным испытательным оборудованием.
Успешная реализация данного инвестиционного проекта даст возможность повысить качество, надежность и объемы выпускаемой АО «БАЗ» наукоемкой, конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения, а также повысит инвестиционный климат Брянской области, обеспечит регион новыми рабочими местами и дополнительными налоговыми поступления в областной бюджет.
АО «БАЗ» ведет работу по увеличению доли гражданской продукции на мощностях собственного производства как в части выпуска готовых решений, так и в части поиска и оказания услуг сторонним предприятиям по термо- и мехобработке деталей, сварочным и гальваническим работам, разработке конструкторской документации.
АО «БАЗ» продолжает выпуск серийной техники, используемой в основном для нужд нефтегазовой отрасли, а также совершенствуется и осваивает новые направления в гражданском секторе. В 2022–2023 году АО «БАЗ» планирует серийный выпуск мобильных буровых установок различной грузоподъемности на серийных шасси брянского автозавода. Одним из перспективных направлений в развитии является разработка и изготовление полуприцепов для перевозок грузов и замещения полуприцепов иностранного производства.
Брянский машиностроительный завод: «На предприятиях российского производства есть развитые линейки производства, о которых мы просто не знали»Генеральный директор АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Вадим Яковлев поблагодарил Губернатора за встречу в таком формате и поделился опытом организации работы по импортозамещению в условиях санкций:
— В прошлом году БМЗ исполнилось 150 лет, это целая история. События, которые произошли после 24 февраля, заставили нас пересмотреть выпуск продуктовой линейки, которая была в 2021 году заложена, и мы ожидаем, что в 2022 году даже перевыполним даже показатели 2021 года — самого уcпешного года за историю БМЗ.
Главное для нас — сохранить коллектив. Я считаю и всегда считал, что коллектив — неотъемлемая часть результатов всего предприятия. Мы структурировали новую линейку магистральных локомотивов. Объем заказов не только сохранился, но и частично растет, захватывая рынки Узбекистана, Монголии. Но магистральные локомотивы, которые мы с апреля должны были делать, в большей степени импортозависимы ввиду того, что на этих локомотивах установлены дизели производства американской компании. Чтобы сохранить загрузку магистральной линии, а она составляет 1300–1500 человек, переформатирована линейка и сейчас выстраивается система производства магистральных локомотивов серии КМ двухсекционных, которые мы выпускаем на протяжении восьми лет.
При этом линейка импортозависимая все равно сохраняется, она структурирована на сегодняшний момент на три уровня: это прямая зависимость, косвенная и частичная. Прямая зависимость — то, что мы закупаем, вторичная — это то, что есть у наших производителей, поставщиков, смежников, компоненты, которые входят в состав их изделий. Что касается первого уровня, Александр Васидьевич, дайте два месяца, мы практически 90% позиций изделия разместили, изготовили отечественного производства. В этой системе нам активно помог Нижний Новгород.
Почему столько импортных позиций применялось? Потому что система работала над повышением качества изделий, выпускаемых Брянским машзаводом. На текущий год судьба магистральных локомотивов практически решена Мы проходим стадию согласования в периметре РЖД, при этом стараемся сохранить локомотивы серии 2 КМ, в поиске решений по замене логистических маршрутов. Это на сегодня пока единственный локомотив, способный вывозить состав общей массой свыше семи тысяч тонн.
Мы работаем над выпуском локомотива с привязкой к отечественному производителю, позволяющему перевозить семь тысяч тонн, но уже применяя отечественные дизели. В мае мы планируем презентовать продукт, правда, он будет еще в двухсекционном исполнении.
Общая работа, которая на сегодняшний день проводится на БМЗ, говорит о том, что мы целевую задачу, которую мы перед собой изначально ставили, выполним: уйти от зависимости от любых европейских производителей. Александр Васильевич, за эти два месяца мы убедились в одном: на предприятиях российского производства есть развитые линейки производства, о которых мы просто не знали.
Я предлагаю, чтобы сохранить вот эту тенденцию и для принятия объективных решений, сохранять подобного рода формат встреч, такой клуб собрать директоров, привлечь директоров по производству, коммерческих директоров, такое целевое направление сохранить и с проблемными зонами переходить на формат поиска решений внутри.
Карачевский завод «Электродеталь»: «Мы не поднимаем цены, остаемся в рентабельности и выполняем гособоронзаказ»Генеральный директор АО «Карачевский завод «Электродеталь» Евгений Ли рассказал о работе предприятия в условиях санкционного давления.
— Завод основан в 1958 году, на сегодня у нас численность работающих составляет 1300 человек, завод имеет более 1,5 тысяч контрагентов на территории РФ, выпускает более 75 тысяч наименований изделий. 90% выпускаемых изделий составляет гособоронзаказ.
Введение экономических санкций со стороны недружественных стран оказало влияние на работу предприятия по двум направлениям: это рост цен на сырье и материалы, что в свою очередь приводит к увеличению себестоимости. А с другой стороны, фиксированная цена изделия с военной приемкой не позволяет перекладывать траты на потребителя, что приводит к снижению рентабельности продукта. Второе — это невозможность приобретения импортного оборудования, запчастей, некоторых видов сырья и материалов из недружественных стран. А также разрыв логистических цепочек, что сказывается на сроках поставки.
Как мы решаем эти задачи? Чтобы оставить плановую рентабельность, не увеличивать себестоимость, мы сократили инвестиционную программу, отказались от некоторых видов строительных и ремонтных работ, снизили затраты на содержание некоторых направлений. Таким образом мы не поднимаем цены, остаемся в рентабельности и выполняем гособоронзаказ.
Вопрос импортозамещения сырья и материалов у нас тоже решен на 90%. Я говорю о том сырье и материалах, которые были из недружественных стран. Мы вышли на отечественные аналоги, а также страны СНГ, это касается металлов, пластиков, а также с страны Китая и Индии. Вопрос по оборудованию и запчастям сложнее, мы используем высокоточные станки производства Швейцарии, Японии, Южной Кореи. Отечественных аналогов, к сожалению, пока нет. Поэтому мы сейчас отрабатываем схему поставок через третьи страны, поскольку бизнес даже недружественных стран не готов терять такой рынок, как Россия.
Выпуском импортозамещающей продукции наше предприятие занялось после 2014 года, у нас были выполнены 8 больших ОКРов, в рамках которых были освоены 25 новых видов соединителей. Сегодня мы замещаем продукцию из таких стран, как США, Германия, Великобритания, Франция и Украина. Практически вся серийная продукция завода идет на замещение импорта в РФ. За последний год мы нарастили импорт продукции на 12%, а в первом квартале текущего года рост производства составил 50%. Этот кризис — открытое для нас окно возможностей и мы работаем на полную мощность. На сегодняшний день наши мощности на отдельных участках загружены на 100%.
Остро стоит вопрос расширения производства. И, как один из вариантов решения, внешняя кооперация. Уже сейчас мы передаем создание комплектующих предприятиям РФ, в том числе и Брянской области. Конкретно, мы сейчас отрабатываем с коллегами из «Группы Кремний» . Уже есть первые детали. Мы загрузим для них оборудование, и они сделают для нас необходимое количество.
Продолжая тему кооперации и импортозамещения, мы в 2021 году выиграли конкурс Минпромторга РФ на освоение производства гальванических линий, на сегодня мы производим и устанавливаем гальванические линии собственного производства, замещая продукцию европейских производителей. Причем наша цена за счет инженерных решений и логистики ниже.
В непростой ситуации мы, предприятия промышленности, должны оказывать поддержку нашей стране, выполняя гособронзаказ, поддерживая высокое качество изделий, сохраняя рабочий коллектив.
Александр Богомаз: «Любой кризис — это огромная ниша возможностей, главное — умение и желание работать»Губернатор Брянской области Александр Богомаз обратился к руководителям промышленных предприятий:
— Уважаемые руководители, я хотел бы сказать свое мнение и выразить свою позицию. Я когда выступал перед вами через несколько дней после того, как начали специальную военную операцию, я сказал: «Уважаемые руководители, время сложное, непростое, бежать никуда не надо, даже если у кого есть счета и квартиры, потеряете все там, потеряете все здесь».
Все прекрасно понимали, что происходит в мире. Все понимали отношение к России — и как нас всегда «любили», и как нас «любят» сегодня. И сегодня понятно, что те санкции, которые введены против России, завтра не закончатся, и через год, и через два тоже. Мы многие технологии переняли на Западе. И если взять то же сельское хозяйство, которое я знаю не понаслышке, то мы во многом их сегодня превосходим. Мы сегодня можем себя прокормить, обеспечивать себя и зерном, и мясом, и молоком. Точно голодать не будем. Это не 1991 год, и даже 2000, когда мы производили около 3 млн тонн мяса, а сегодня производим около 18 млн тонн. Но самое главное, что у нас сегодня есть технологии.
То же самое с промышленностью. Сразу, как только все случилось, я своим заместителям поставил задачу: создайте мне рабочие группы по направлениям — по промышленности, строительству, сельскому хозяйству, социальной сфере. Сделали. Я смотрю, а там одни чиновники. Но чиновник может руководить, а работать может производственник. Никто лучше специалиста сегодня в отрасли — в промышленности, сельском хозяйстве — не знает, что сегодня нужно в данной отрасли. А вот Алексей Борисович Сдобнов предложил создать единую платформу для коммуникаций, чтобы знали, чего где не хватает и что мы можем сделать сами. А мы это сделать можем. И здесь лучше вас никто не знает. Тот рынок, который сегодня высвобождается, — это проблема? Это проблема. Но это же и окно возможностей. Вы сегодня знаете, что лучше, что необходимо по каждому предприятию и что можно сделать на другом предприятии. Кризис это — проблема. Но это ниша возможностей, потому что она дает возможности для тех, кто думает, кто хочет работать, самое важное — умение работать. База есть, мы начинаем не с нуля, и желание работать есть. И плюсы есть — специалисты не будут уезжать. У нас огромная страна и огромные возможности. Вместе мы со всем справимся!
АО «Пролетарий»: «Нам нужно работать вместе и учиться друг у друга»Генеральный директор АО «Пролетарий» Николай Ковтунов выразил свое мнение по поводу сложившейся ситуации и открывшихся новых возможностей:
— Александр Васильевич абсолютно правильно сказал, что мы завезли сюда технологии. По нашему предприятию могу сказать, что это самые лучшие технологии, которые применятся в целлюлозно-бумажной отрасли. Сегодня мы переориентировались на восток, думаю, что месяца через три мы будем получать компоненты из Восточной Азии, из-за Урала, нам предложили чертежи из Челябинской области, Свердловской области. Мы должны учиться друг у друга. Необходимо выстраивать отношения, обязательно должны на наших встречах присутствовать технологи, главные инженеры, IT-специалисты и коммерческие директора.
Мы года два назад себя приучили на предприятии: завозим определенный узел, разбираем его, полностью измеряем, у нас есть соответствующие приборы, которые мы тоже заготовили в эти два года, мы уже изготовляем отличные детали, которые раньше покупали где-то. 21 февраля к нам заехала линия производства Mitsubishi, это порядка 70 метров в длину, и тут случилась ситуация, когда японцы не смогли приехать на пусконаладку. Дальше идет программное обеспечение, чтобы линия работала. Опять мы справились с этой задачей силами нашего IT-отдела.
Я хотел бы, чтобы мы собирались с главными инженерами, технологами, чтобы обновлять те знания, которые сохранились у нас. Думаю, что департамент промышленности нам поможет и мы достаточно быстро поймем возможности Брянской области. Александр Васильевич, основная тема — это электроника, я думаю, что с ней мы вначале пойдем путем ремонта, а дальше нам нужно создать либо свой Mitsubishi, либо свой Siemens в России.
О создании информационной системы инжиниринга для установления кооперационных связей между промышленными предприятиями Брянской области рассказал советник генерального директора АО «Брянский автомобильный завод» Андрей Рудин. Информационный портал по развитию и сотрудничеству в сфере машиностроения включает в себя следующие составляющие: технологические цепочки, сотрудничество и кооперация, инвесторы и инвестиционные предложения, услуги, мероприятия, контакты.
В настоящее время для эффективной реализации мероприятий по импортозамещению имеется высокая потребность в выстраивании межобластной кооперации. Необходимо создать такой инструмент поддержки, чтобы как можно больше заказов оставалось на региональных предприятиях. В период перестраивания экономики совместной эффективной работой можно сохранить и укрепить промышленный потенциал Брянской области, создать новые производства и занять новые рынки сбыта. Только так мы можно справиться со всеми вызовами и добиться всех поставленных целей.
Последние новости
Снегопад в Брянске: восстановление электроэнергетики продолжается
Энергетики работают над восстановлением электроснабжения в условиях сильного снегопада.
Мамы-предпринимательницы Брянска: Как совмещать бизнес и семью
Истории успеха многодетных матерей, которые стали успешными бизнесменами.
Обсуждение социально-экономической ситуации в Брянской области
Заместитель губернатора встретился с министром строительства и ЖКХ России.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией