Финансовая грамотность россиян резко выросла
На днях Аналитический центр НАФИ опубликовал итоги традиционного исследования по вычислению текущего Индекса финансовой грамотности россиян.
Такой результат зафиксирован за последние два года.
Индекс финансовой грамотностиНа днях Аналитический центр НАФИ опубликовал итоги традиционного исследования по вычислению текущего Индекса финансовой грамотности россиян. Оно проводится каждые два года . Индекс, совокупный показатель, определяется по международной методологии исходя из множества совокупных факторов.
Результаты оказались достаточно оптимистичными . Оказалось, что на данный момент высокий или средний уровень финансовой грамотности характерен сразу для 72% граждан нашей страны . Остальные 28% ещё не вполне способны к разумному управлению личными финансами.
В 2020 это соотношение составляло 59% и 41% . В 2018 – 56% и 44%. Таким образом, мы видим, что за последние два года россияне резко подтянули свои знания о финансах.
Что касается самого Индекса финансовой грамотности (в общем значении для всех участников исследования), то с 2018 он составлял 12,12 балла (из 21 максимально возможного), в 2020 – 12,35, в 2022 – 12,79. За последние четыре года он вырос на 5,5% .
Авторы исследования подчёркивают, что пол человека, в данном случае, не имеет большого значения. Однако важен возраст, образование, а также место жительства и наличие работы. Обычно «финансово грамотному россиянину» от 45 лет , он окончил вуз , живёт в крупном городе, занимается систематической трудовой деятельностью .
Государство не в сторонеВозможно, что таких успехов удалось достичь, в том числе, и благодаря вмешательству государства. Напомним, что в России действует соответствующая национальная Стратегия , а также региональные программы по повышению финансовой грамотности.
Стратегия реализуется Минфином РФ. Её мероприятия рассчитаны на отрезок с 2017 по 2023 годы. Однако уже решено, что они будут продлены и на последующий период (с 2024 до 2030).
Вход в здание Минфина РФ (Москва, Ильинка, 9, строение 1).
Фото: 2gis.ru
На текущий год в рамках второго этапа реализации Стратегии запланированы следующие инициативы:
повышение финансовой квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, расширение внедрения соответствующих программ на всех уровнях системы образования, организация и проведение олимпиад в сфере финансовой грамотности (для всех ступеней образовательной системы), развитие волонтёрского движения по финансовой грамотности, масштабирование лучших общественных и частных инициатив, разработка новых и актуализация действующих информационных и просветительских материалов, в том числе для разных целевых аудиторий (включая мелкий и средний бизнес), участие в проведении международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся, оказание поддержки субъектам Российской Федерации в реализации региональных мероприятий, проведение двух измерений уровня финансовой грамотности населения для оценки эффективности реализации Стратегии. Источники информацииО результатах ещё одного специального исследования, посвящённого данной теме, ИА vRossii.ru рассказала Юлия Грызенкова , ведущий научный сотрудник кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета (Москва).
Юлия ГрызенковаФинансовый университет
В ноябре 2022 года кафедра ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета провела исследование финансовой грамотности ипотечных заемщиков. Всего опрошено было по всей России 1600 заемщиков, оплачивающих ипотечные кредит на момент проведения опроса, что даёт основания считать данные репрезентативными и показательными, так как в исследовании приняли участие люди, точно имеющие опыт работы с финансовыми организациями.
Один из вопросов касался раскрытия источников информации, которыми воспользовались и/или предполагают воспользоваться в будущем респонденты при выборе финансовых услуг, не только в отношении ипотечного кредита, но и в отношении других видов кредитов, вкладов, страхования и так далее.
Выяснилось, что в качестве наиболее популярных источников информации у респондентов выступают такие варианты как личное посещение финансовой организации и изучение предложения на месте (82,1% респондентов) и изучение информации в Интернете (75,3% респондентов). Далее по популярности идут советы друзей и знакомых (19,3% респондентов), также участники опроса обращают внимание и на собственный прошлый опыт (19,8% респондентов).
Респонденты практически не рассматривают в качестве источника информации финансовых консультантов, брокеров, агентов (5,4% опрошенных) и Общество защиты прав потребителей (0,8% опрошенных), что свидетельствует о низком уровне знания респондентами таких источников информации либо о низком доверии к ним. Стоит отметить, что специализированными порталами (Банка России, Минфина, ДОМ.РФ и так далее) воспользовались бы 9,7% респондентов, что говорит о необходимости повышения узнаваемости и потребительской полезности этих сайтов.
Автор публикации Григорий СахаровПоследние новости
Тренинг по технологиям слушания в БГТУ
Сотрудники библиотеки получили новые навыки в активном слушании.
Путин объявил о новых целях для ракет «Орешник» на саммите ОДКБ в Казахстане
На саммите Владимир Путин поделился информацией о военных действиях в Украине.
Сбор теплых вещей для бойцов специальной военной операции
Акция «Тепло для Героя» продолжает набирать популярность в Брянской области.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований