Союзники по НАТО не могут понять, куда подевались замороженные международные резервы России
Большой резонанс вызвала просочившаяся в прессу информация высокопоставленного представителя НАТО Чарльза Личфилда и вашингтонского Atlantic Council о том,
Большой резонанс вызвала просочившаяся в прессу информация высокопоставленного представителя НАТО Чарльза Личфилда и вашингтонского Atlantic Council о том, что странам Запада удалось найти и арестовать не более трети от общей суммы валютных активов Банка России за рубежом (всего примерно $80-100 млрд), заблокированных в начале специальной операции на Украине США, Евросоюзом, Великобританией и Канадой.
Вполне может оказаться, что информация не совсем достоверна и будет ещё проверяться, а информационный вброс был сделан для того, чтобы «под сурдинку» подготовить почву для присвоения денег. Ведь сам факт заморозки именно $300 млрд официально подтвердили не только на Западе, но и со стороны нашего Минфина. Финансовые аналитики теряются в догадках: куда могла запропаститься такая гигантская сумма? А может её просто украли? Ведь речь идёт о государственных деньгах, которые не могли испариться, не оставив следа в отчётах и соглашениях.
На тихий перевод замороженных активов обратно в Россию зарубежные банки сегодня вряд ли бы решились. Это тут же обернулось бы для них лишением права на работу с долларами и евро.
А что, если замороженные активы плавно перетекли на счета банков в Азии или Африке, а эти страны не намерены делиться информацией с западными странами? Да и сами банки западных стран, видимо, не стремятся раскрывать вклады из российских резервов, потому что опасаются потерять репутацию у клиентов других стран и ждут, чтобы конфискация была проведена в рамках закона, которого до сих пор нет.
Не стоит также забывать, что часть резервов России размещена в золоте, и они могут через посредников храниться в частных банках, которые не хотят терять взаимоотношения с Россией. Золотовалютные резервы могут также содержаться в активах, ценных бумагах, обязательствах стран, эмитирующих резервные валюты.
Теряясь в догадках, чиновники Евросоюза пребывают в растерянности, признав, что даже не знают, какие именно русские активы они блокировали. Если раньше они могли ориентироваться на данные Центробанка, то теперь он не торопится публиковать свежий отчёт о структуре Международных резервов.
Европейской бюрократии остаётся довольствоваться информацией на 1 января этого года, опубликованной в официальных источниках за два месяца до начала спецоперации на Украине и введения «адских санкций». На тот момент больше всего активов наш ЦБ держал в Германии (15,7%), во Франции (9,9%) и в Японии (9,3%), вложения в американские ценные бумаги постепенно снижались. Но за два месяца до блокировки активов с ними могли произойти самые невероятные вещи.
Просто так попрать международный принцип государственного иммунитета и конфисковать заблокированные активы России, как пишет издание The Wall Street Journal, Евросоюз не решается, потому что это нанесет ущерб репутации его же банкам. Хотя Еврокомиссия может вместо конфискации наших денег, например, учредить фонд для управления ликвидными активами и полученную прибыль использовать для выплат Украине.
Если Запад всё же решится зайти слишком далеко, то со стороны России последует симметричный ответ. Наша страна тоже может создать свой фонд на основе конфискованных западных резервов (в российских акциях и ценных бумагах держат часть своих средств западные компании и, в частности, американские пенсионные фонды).
Вся эта заваруха с золотовалютными резервами может побудить китайских и индийских инвесторов вывести свои сотни миллиардов евро и долларов с Запада. Поэтому все эти страшилки с конфискациями дальше политических заявлений не идут.
Некоторые экономисты говорят, что это даже хорошо, что резервы надёжно спрятаны и лежат на Западе с его растущей инфляцией до лучших времён. Их бы всё равно не пустили в нашу экономику, потому что Центробанк в этом не заинтересован.
Руководство Банка России из года в год критикуют за поддержку либеральной финансовой системы, делающую упор на всестороннюю поддержку и развитие кредитно-банковского сектора, который, согласно либеральной теории, якобы должен сам распределять ресурсы так, чтобы росли реальный сектор экономики и уровень благосостояния населения. Такая модель поначалу хорошо работала в США, обеспечивая всесторонний экономический рост при постоянно включённом печатном станке. Но даже в таких идеальных условиях, либеральная теория себя не оправдала. Американские корпорации стали постепенно обживать азиатские страны. Финансовая система Соединённых Штатов начала пробуксовывать. В итоге это привело к мировому кризису 2008 года, который в полной мере испытала на себе и наша страна.
Казалось бы, вселенский обвал доллара должен послужить уроком и поводом к изменению финансового курса, скроенного по американским лекалам. Но если судить по Основным направлениям денежно-кредитной политики на три года, недавно представленным Эльвирой Набиуллиной в Госдуме, то радикальных изменений в работе Центробанка ждать не стоит. Целью Банка России на ближайшие три года, как и прежде, остаётся развитие финансового сектора с той лишь разницей, что теперь главный регулятор денежной массы будет действовать самостоятельно, а не по указке МВФ.
Теперь бояться того, что скажут о нас на Западе, не нужно. Да, рубль не является такой конвертируемой валютой, как американский доллар. Но даже тем, кто изо всех сил стремился унизить наши деньги, называя их деревянными, не так давно пришлось рассчитываться за энергоносители именно в российских рублях. Платить за наши товары в национальных валютах, минуя «всесильный» доллар, готовы Китай, Индия, Турция, Иран и многие другие страны.
Запад всерьёз опасается, что в обход SWIFT запустят новую платёжную систему, которая способна выбить инструмент откровенного давления и протекционизма из всей насквозь политизированной западной экономики.
Нам никто не запретит допечатать столько рублей, сколько потребует реальный сектор экономики. Печатный станок уже исправно работает и в нашей стране. Крупнейшее в мире международное агентство новостей и финансовой информации Thomson Reuters утверждает, что наш Минфин совместно с Центробанком за июнь 2022 года напечатали 630 миллиардов рублей, а за июль − ещё 1,2 триллиона рублей. В октябре ЦБ РФ провёл дополнительную эмиссию ещё на 259 миллиардов рублей для правительства в рамках пополнения Фонда национального благосостояния.
Допечатанные деньги не раздают всем подряд. Они идут в основном на поддержку госкорпораций «Аэрофлот», РЖД, ГТЛК, ДОМ.РФ и других структур, которые попали под санкции: аналитики предполагают, что около 50 миллиардов рублей могло отойти «Газпромбанку», 4,2 миллиарда рублей пополнили Фонд развития ЖКХ, ещё 34,3 миллиарда рублей достались «Аэрофлоту».
Наш Минфин не отрицает, что дополнительные рубли действительно были напечатаны и объясняет, что сделано это было взамен продажи 3,455 миллиарда евро, 375 миллионов фунтов стерлингов, 63,572 миллиарда японских иен и после конвертации ЦБ зачислил эти средства на единый счёт федерального бюджета.
Но что самое удивительное, вопреки опасениям Эльвиры Набиуллиной, при росте рублёвой массы инфляция в стране не растёт, а снижается. Если учесть, что экономика России недофинансирована, то Центробанк может ещё долго печатать деньги под ранее накопленные золотовалютные резервы. При этом Минфин не забывает рассчитываться по международным долгам не в ущерб бюджету.
Промышленный рывок, на который сегодня рассчитывает руководство страны, требует, чтобы не финансовый сектор, а реальный ставился во главу угла. Пришло время, когда кредитно-финансовые структуры должны стимулировать развитие реального сектора экономики, невзирая на собственную рентабельность и прибыль. Но это противоречит либеральным догмам.
Как бы правительство не старалось увеличить инвестиции, какие бы новые механизмы не внедряло, становится всё более очевидным, что без активного подключения к этой работе Банка России никаких прорывов не будет, хотя более 70% банковского сектора формально находится под контролем государства.
Можно сколько угодно рассуждать об инвестициях, о развитии экономики, о технологическом суверенитете, о росте доходов населения, но пока Центробанк живёт независимой от правительства жизнью, ничего кардинально поменяться не может за исключением разве что точечных улучшений в отдельных отраслях.
В последнее время правительству удалось увеличить расходы бюджета, направляя всё больше денег на субсидирование ставки для ключевых секторов экономики, но этого в нынешних условиях недостаточно.
Можно, конечно, Центробанк напрямую подчинить правительству. Однако противники такого подхода опасаются повторения печального советского опыта, когда с середины 70-х Госбанк СССР начал печатать деньги не под инвестиционные, а под текущие расходы бюджета. В результате денег в обороте было много, цены не росли из-за госконтроля, а предложение товаров и услуг не покрывало имеющейся денежной массы. Но если деньги печатаются под конкретную, необходимую стране продукцию, то противоречий не возникает.
Недавно Совбез России анонсировал подготовку программы двухконтурной финансовой системы страны с целью обеспечить активный рост инвестиций в реальный сектор экономики. По сути, речь идёт о подготовке к внедрению в России «двухконтурной экономики», когда рубль будет обеспечиваться золотом и товарами, а не валютами западных стран. Основным платёжным средством станет цифровой рубль. Его появление на потребительском и финансовом рынках исключено, а значит и на инфляции никак не отразится. Проще говоря, двухконтурная система – это эмиссия денег для выполнения конкретных государственных задач.
Ничего нового, собственно, изобретать не пришлось. Двухконтурная финансовая система была создана ещё при Сталине и очень хорошо зарекомендовала себя во времена СССР. Тогда в стране ходили наличный рубль (для населения) и безналичный для хозяйственной деятельности и взаиморасчетов предприятий. Существовал ещё и переводной инвалютный рубль для взаиморасчётов на международном уровне, который тоже был одним из элементов безналичного контура. Благодаря двухконтурной финансовой системе советскому государству удалось минимизировать инфляцию, покончить с коррупцией и финансовыми махинациями, и в условиях дефицита зарубежных заёмных средств, насытить экономику деньгами для инфраструктурных проектов. В 30-е годы, во время сталинской индустриализации, сотни предприятий были построены без всякой зарубежной валюты.
Осовременить сталинский проект поручено научному сообществу.
Надо полагать, что после запуска этой программы, подготовленной на научной основе, с либеральным монетаризмом, наконец, будет покончено. В то же время подчинять Центробанк правительству, скорее всего, не будут, хотя изменения в его устав придётся вносить.
Ведь речь фактически идёт о полном переформатировании финансового сектора. В любом случае Центробанк обязан обеспечивать стабильность национальной валюты, чего, к сожалению, пока не происходит.
Источник: «Столетие»
Последние новости
Тренинг по технологиям слушания в БГТУ
Сотрудники библиотеки получили новые навыки в активном слушании.
Путин объявил о новых целях для ракет «Орешник» на саммите ОДКБ в Казахстане
На саммите Владимир Путин поделился информацией о военных действиях в Украине.
Сбор теплых вещей для бойцов специальной военной операции
Акция «Тепло для Героя» продолжает набирать популярность в Брянской области.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией