Маленькая суражская деревенька брянского региона стала героиней фильма Татьяны Дьяконовой

Наша землячка, главный режиссер Президентской библиотеки в Санкт Петербурге Татьяна Дьяконова выпустила очередной свой фильм — о родном хуторе Малахов Дегтяревского поселения, уроженкой которого она и является.

Наша землячка, главный режиссер Президентской библиотеки в Санкт Петербурге Татьяна Дьяконова выпустила очередной свой фильм — о родном хуторе Малахов Дегтяревского поселения, уроженкой которого она и является.

 

Она снимала все, что трогало ее сердце: природу, людей, старалась передать их быт, обычаи, традиции – все то, что мы называем культурным наследием наших предков и что формирует наше национальное самосознание.  До этого в фильмографии главного режиссера Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге уже были десятки работ, рассказывающие о великих памятниках русского зодчества, православных монастырях и церквях, старинных фресках и т.п.

В их числе и документальные фильмы, подготовленные на уникальных материалах, хранящихся в фондах Брянского краеведческого музея. Один из них – о земле брянской «Пограничный край» был презентован на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в апреле прошлого года. Он стал дипломантом Евразийской Академии телевидения и радио на Международном фестивале телевизионных фильмов и программ «Победили вместе» в номинации «Партизанскими тропами».

Еще один был снят у нас в Сураже и стал призером Международного кинофестиваля в Севастополе. С первого взгляда название фильма «Москва-Берлин» относит нас к глобальным историческим событиям военных лет. Но нет, документальная киноновелла на основе документов из Суражского краеведческого музея рисует перед нами картину выживания в годы оккупации двух суражских деревень, в одной из которых жители боролись с фашистами, а в другой во множестве шли им служить.

Фильм о хуторе Малахове, родоначальником которого был предок Татьяны Дьяконовой, смотрится на одном дыхании, возможно потому, что герои  – местные жители, уроженцы деревеньки, с их неповторимым говором, песнями и укладом. Людмила Кирилловна Максименко, Прасковья Фоминична Федосенко, Анастасия Ивановна Гавриленко, Анастасия Григорьевна Павлюченко, Полина Павловна Федосенко и другие рассказывают о том, как жила в пору их детства деревня, люди. Что сеяли и растили, что любили и воспевали, как женились и отдыхали, как строили свою судьбу и что завещали детям.

А фоном к их воспоминаниям камера показывает кадры из музейных экспозиций, посвященных сельскому быту. И параллельно — реальную обстановку нынешних деревенских хат. Здесь будто остановилось время: те же  вышитые рушники и накидки на подушки, узорные подзоры, на стенах черно-белые фотографии под стеклом, разнокалиберные чугунки на загнетке печи, тканые и плетеные половики на крашеном мосту…А еще на кадрах – красота, уже почти первозданная, окружающей природы, где среди островков разгулявшейся зелени, тут и там, печалью веют остовы полуразрушенных ферм, мельниц, колодцев, заборов. Брошенные, с погасшими окнами-глазами дома, в которых уже давно никто не живет – во всей красе уходящая натура русской деревни.

Не случайно фильм носит название «Улей», а теме поведения пчел в безоблачную погоду и в приближении ливня отведено определенное время. За полчаса до дождя в природе все замирает, пчелы тоже прекращают свою каждодневную страду и – уходят.  С приближением плохих – нет, иногда просто других времен уходят в поисках лучшей жизни и люди. А вместе с ними уходит и деревня – в глубокой, звенящей тишине….

При  всем понимании того, что в прежнем виде деревню не сохранить, ведь люди хотят жить в добротных домах, с ванной и газом, иметь хорошие дороги, в своем фильме Татьяна Дьяконова показывает путь и средства, которые могут замедлить этот процесс, заставят задуматься о своей малой родине и сохранить связь времен и поколений. А также покажут, что смысл есть и в очень простых вещах: построить мосток через ручей, почистить колодец, из которого люди с благодарностью будут пить холодную водицу… И слава Богу, люди, которые это чувствуют и понимают, есть и среди уроженцев хутора.

Надо сказать, фильмы нашей талантливой землячки ценны не только своей философской составляющей. И ее киногруппа, и она сама обработали и оцифровали огромное количество уникальных документов и экспонатов, предоставленных фондами Брянского краеведческого музея и его филиала в Сураже. Многие из них в скором времени можно будет  увидеть в открытом доступе на портале первой электронной национальной библиотеки России. А материалы, с которыми работала Татьяна Дьяконова, и сами фильмы – уже сейчас в соцсетях, в краеведческом музее. Эти материалы, особенно касающиеся времени Великой Отечественной войны,  могут стать уникальным пособием для школьников, студентов, пишущим работы на краеведческую тематику, потому что несут в себе историческую, этнографическую, фольклорную, языковую, этническую и социальную составляющую.

Тамара Кравченко

6+

Фильмы нашей талантливой землячки, посвященные Брянщине и суражскому краю, можно посмотреть по ссылкам:

«Улей» https://www.youtube.com/watch?v=avPhw1t28TE&t=1s «Москва-Берлин» https://www.youtube.com/watch?v=eJoRVdlwiK4&t=5s «Пограничный край» https://www.youtube.com/watch?v=z9oOJdtQxj8

 

 

Последние новости

Конкурс «Учитель года России – 2025» стартовал в Клинцах

В муниципальном этапе участвуют восемь педагогов, представляющих свои достижения.

Александр Макаров вновь избран мэром Брянска

Депутаты горсовета единогласно поддержали кандидатуру Макарова на очередной срок.

Изменения в законодательстве о публичных палатах России

Президент подписал закон, уточняющий принципы организации общественных палат в регионах.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Сальске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *