Адаптация учащихся при переходе в новую школу
Переход ребенка в новую школу — это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем.
Переход ребенка в новую школу — это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.
У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.
Переход из одной школы в другую школу, т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: у ребёнка расширились его социальные связи. Но почему – то возникают проблемы.
Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, возможно увеличение школьной нагрузки, новая обстановка.
Школьная адаптация имеет две стороны:
— Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
— Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом).
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
— Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
— Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.
Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:
• Неуспешность обучения;
• Нарушение школьной дисциплины;
• Конфликты с учителями и одноклассниками;
• Асоциальное поведение ученика;
• Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
• Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).
Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.
Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям.
Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.
Новая школа, новый класс — ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.
Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка – нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных.
Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:
• заметное снижение работоспособности ребенка;
• высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;
• изменение функционального состояния центральной нервной системы;
• ощутимый спад учебной активности;
• резко возросшая утомляемость.
Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным. Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.
Зачастую дети не принимают »новеньких» не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже «спевшегося» коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит — обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра «Испытание новичка». Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького «в разведку брать» или нельзя, они просто устраивают ему экзамен.
Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда — враждебным, редко — доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Иркутска или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно. И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства — официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста.
Более продуктивный способ знакомства — игра. Игра — это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.
По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола. В начальных классах, вероятнее всего, и следует, пойти по такому пути: поиграть в «третий лишний», «ручеек».
Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно. Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать. И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка. Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.
С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новенькому.
По своему опыту скажу, что немаловажное значение имеет поддерживание в этот период взаимодействие с родителями такого обучающегося. Беседы, которые помогут выявлению причин отрицательного отношения к новой школе и нахождению путей решения.
Подготовила Г. Шатырина, учитель начальных классов МБОУ – Княгининская СОШ.
Фото: lawyers-age.ru
Последние новости
Ситуация с гриппом и ОРВИ в Брянской области
Заболеваемость гриппом и ОРВИ увеличилась на 5,46% за неделю.
Нарушения в расчетах Газпрома в Брянске
Управление выявило несоответствия в оплате за техническое обслуживание.
Новые инициативы по улучшению качества образования в Москве
Городские власти внедряют современные технологии и методы обучения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией