Брянские эксперты обсудили принятие в России «золотого стандарта» школьного образования
Государственной Думой РФ принят законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах.
Государственной Думой РФ принят законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех российских школах будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — отметил вице-спикер Госдумы Пётр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Также предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Своим мнением по этому поводу поделились брянские члены Экспертного клуба.
Так, ректор Брянского государственного инженерно-технологического университета Валерий Егорушкин отмечает, что некоторые старые преподаватели грешат повторением мантры о том, что «уровень подготовки абитуриентов падает». Но это не совсем так. Скорее, речь идёт как раз о феномене отсутствия единого стандарта, и выпускники школ приходят к порогу университета с разношёрстым, а порой и хаотичным набором знаний. Фактически, без единой для всех школ программы, значительная часть драгоценного и невосполнимого учебного времени тратится впустую. А дети вынуждены заниматься у репетиторов, чтобы получить необходимые знания.
«Золотой стандарт», после его внедрения, должен дать положительный эффект. Он же послужит основой «сшивания» школы, университета и народного хозяйства страны в единое целое», — считает Валерий Алексеевич.
Директор ООО «Проэкспертоценка», депутат фракции «Единая Россия» Брянского районного Совета народных депутатов шестого созыва Александр Пронин обращает внимание на то, что кроме очевидных плюсов введения золотого стандарта, есть один немаловажный, но неочевидный нюанс.
«Сейчас переезд в другой город, а то и в другой район для семей с детьми-школьниками неизбежно связан со множеством дополнительных проблем — при переходе на другую программу в новой школе отличник может стать неуспевающим. И дело вовсе не в его прилежании и интеллектуальных способностях, просто оказывается, что до сих пор его учили «не тому». Плюс, при смене места жительства и школы, родителям приходится наново закупать все учебники, что серьёзно бьёт по карману. Единый может полностью снять комплекс проблем, связанных с переходом детей из школы в школу», — говорит эксперт.
Руководитель общественного движения, социальный предприниматель Руслан Егоров убеждён, что единое образовательное пространство, приведённое к обязательному базовому уровню на всех этапах своего исполнительного механизма, сможет обеспечить новый этап собственного восстановления и преобразования.
По его мнению, системный подход, предусматривающий принятие «золотого стандарта» образования и федеральной программы воспитания — это своего рода предопределяющий ход, суть которого в том, чтобы учебный процесс, наконец, стал тем самым первичным фундаментом формирования не только первичных навыков и умений, но и всего комплекса личностных качеств, составляющих основополагающую компетенцию личности гражданина своей страны.
Другой эксперт Сергей Сергиенко отмечает, что сейчас школьные программы порой напоминают калейдоскоп — ярко, но бестолково и бессвязно. Иногда даже в одной школе на разных предметах дают знания и оценки, противоречащие друг другу. Он надеется, что в едином стандарте все предметы, весь комплекс знаний о мире, который должны усвоить школьники, станет целостной и непротиворечивой системой.
Директор Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина Юрий Клюев считает, что программы по предметам прошли достаточную эволюцию, чтобы был принят единый стандарт школьного образования. Вариабельность в создании программ, учебников хороша лишь при единстве образовательных целей и задач, форм и содержания. Только при таких условиях возможна эффективная учебно-воспитательная работа для детей.
По мнению аналитика Юрия Лобунова, это решение способствует не только восстановлению единого образовательного пространства, но и восстановлению единого культурного поля, без которого невозможно даже элементарное взаимопонимание.
Юрий Николаевич напоминает классическую легенду: чтобы остановить людей, решивших построить башню до небес, бог заставил их говорить на разных языках, и башня не была достроена. Не нужно было убивать строителей или испепелять башню молниями, не нужно было подменять чертежи или портить стройматериалы – достаточно, чтобы люди друг друга не понимали. Точно так же происходит и в обществе, где дети учатся по разным, а иногда и противоречащим одна другой программам — взаимопонимания не будет, и это помешает «строить башни».
«Единый стандарт школьного образования жизненно необходим, причём, как в социально-гуманитарных, так и в естественных, в технических и точных науках. Базис, фундамент, основа должна быть единой, и только в опоре на неё возможно дальнейшее обучение. Россия рано или поздно вернётся к идее унитарного школьного образования», — уверен эксперт.
Генеральный директор АО «Чистая планета» Владимир Чашников:
«Удивительно, но вступая в Болонский процесс Россия хотела унифицировать систему подготовки с Европой, а внутри страны шли процессы диаметрально противоположные – школьная подготовка уходила от единых стандартов. Результатом вариативности школьных программ стал разрыв преемственности в образовании: «Пришёл в универ — забудь, чему учили в школе». Но если преемственности нет, если следует «забывать» изученное, то, получается, школьные годы потрачены впустую?
Наконец, этому странному положению дел будет положен конец. Считаю, что внедрение «золотого стандарта» будет полезным для всей системы российского образования».
Последние новости
Ситуация с гриппом и ОРВИ в Брянской области
Заболеваемость гриппом и ОРВИ увеличилась на 5,46% за неделю.
Нарушения в расчетах Газпрома в Брянске
Управление выявило несоответствия в оплате за техническое обслуживание.
Новые инициативы по улучшению качества образования в Москве
Городские власти внедряют современные технологии и методы обучения.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований