Недосказанное…
Нет в нашей стране семьи, судьба которой не прошла бы через испытания в Великой Отечественной войне.
Нет в нашей стране семьи, судьба которой не прошла бы через испытания в Великой Отечественной войне. Во многих семьях трепетно хранят воспоминания о своих героях, их награды и трогательные письма-треугольники с фронта. Это невыдуманные истории тех, кто защищал страну от фашизма, выращивал хлеб, чтобы потом его отправить на фронт, стоял у станка на заводе, и о тех, кто прошёл через немецкие концлагеря, жил в оккупации…
Что знают современные школьники о той кровавой войне? Через судьбу своих прадедов, отстоявших мир, нынешняя молодёжь соприкоснулась со страшным периодом в истории нашей страны. И хочется верить, что они понимают: всё, что делали их предки в 1941-1945 годах, они делали ради будущего. Свои мысли по этому поводу ребята выразили в сочинениях на данную тему:
Я любительница путешествовать. Где только я ни была со своими родителями! Но в этом году мне не повезло: мама решила отправить меня к родственникам в маленький провинциальный городок. Особых достопримечательностей в нём не было, а что можно было посмотреть, всё показала соседка Варечка. А вот сегодня пришлось идти гулять одной: у Варьки – неотложное дело. Только подумать! Лето! А ей надо заниматься музыкой.
В городском парке шумно: мамы с детьми, колясками, ребята из школьного лагеря. Я пошла вдоль домов и оказалась перед небольшим деревянным зданием, на котором была табличка «Районный историко-краеведческий музей». Посетителей в залах почти не было, поэтому я быстро завершила обход и вдруг остановилась перед витриной, где располагались экспонаты, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны в этом городе. Награды, документы, портреты воинов-освободителей, оружие, макеты боевой техники тех лет…
Я собиралась уходить, но мой взгляд остановился на соседней витрине, где лежал листок из детской ученической тетрадки, на котором было что-то нарисовано. Меня он заинтересовал, и я подошла ближе к стеклу, чтобы рассмотреть, что же на нём было изображено. Всмотревшись, поняла, что он детский и, судя по всему, нарисован давно: в углу был немного порван и чем-то измазан. А может, это не рисунок, а лишь набросок? Он был черно-белым, и каждая травинка, колосок, лучик солнца, букашка, камешек были нарисованы с особым старанием и любовью. Его явно рисовали не один день, но почему-то у меня сложилось впечатление, что художник по каким-то причинам не закончил пейзаж: не хватало чуть-чуть, последнего штришка.
Погрузившись в размышления, я не услышала, что к этой витрине подошёл старичок, опираясь на трость. Постояв несколько минут, промокнув глаза влажным носовым платком, он вышел из зала, и я последовала за ним.
Молча мы дошли до парка. Старичок присел на лавочку. Я уже хотела пройти мимо, но он окликнул меня:
— Вот уже много лет я хожу в этот музей только для того, чтобы посмотреть на этот рисунок. Он ведь и тебе глянулся, правда?
Я кивнула в ответ и поняла, что услышу интересную историю:
— Девочка Рахиля, хотя одноклассники её звали Раечка, ей было в ту пору 12 лет, жила в этом городе со мной по соседству, — продолжал Пётр Ильич, так звали моего нового знакомого, сейчас пенсионера, а в прошлом — учителя истории. – Её дом стоял возле синагоги, здание которой и сейчас сохранилось в нашем городе, а мой – около «казачьей» церкви, но мы ходили в одну школу. Она хорошо училась, ей нравились все предметы, но больше всего она интересовалась рисованием. Я часто видел свою соседку, выводившую карандашом что-то на листе бумаги. Старание Раи увидела учительница и подарила ей тетрадь для рисунков.
Лето 1941 года выдалось жарким, но было омрачено известием о начале войны. 18 августа фашисты пришли в наш город. Начались чёрные дни оккупации. Немецкие изверги хватали людей на улицах, квартирах, расстреливали группами и в одиночку, не разбирая стариков, женщин и детей.
Раечку я увидел спустя две недели после того, как в город вошли немцы. Она изменилась: была молчалива, задумчива, старалась скорее войти в калитку своего дома. В её одежде появилась одна деталь – на платье была нашита жёлтая звезда, такая, как на стене синагоги. Впоследствии я видел ещё такие нашивки у многих жителей этой улицы.
В сентябре в городе было неспокойно. В один из дней моя мама с криком забежала в дом: «Звери! Креста на вас нет!» Лишь немного успокоившись, она рассказала, что под городом был специально устроен концлагерь, куда согнали людей, в том числе и семью Раи: девочку, маму, маленьких братишек, старого дедушку. Чуть позже мы узнали, что их морили голодом и холодом, почти каждый день там кто-то умирал. Наша соседка тетя Люся попыталась подойти к проволочному заграждению, чтобы передать несколько картошин, но её расстреляли часовые.
Но самое страшное произошло в марте 1942 года. В этот день я спрятал за пазуху кусок хлеба и три картофелины, чтобы попробовать передать Рае и её братьям. Я часто пробирался к этому месту и издалека видел её худенькую фигурку, а получалось – бросал через проволоку кусок хлеба, яблоко. Но сегодня в лагере творилось что-то непонятное. Полицейские заходили в сарай и выгоняли оттуда людей. Их раздели и погнали к яме, которая была выкопана на краю поля, где ставили в три ряда и расстреливали. Перепуганные женщины и дети рыдали, снеговая могила была окрашена кровью людей.
Раечку я узнал в этой толпе не сразу. Они шли босые по снегу, поддерживая под руки дедушку Соломона, который от истощения не мог идти. Младшие Изя и Нёма шли впереди. Я зажмурил глаза, закрыл голову руками, молясь о том, чтобы Бог пощадил их…
Через некоторое время выстрелы стихли, а из ямы доносились душераздирающие крики и стоны. Самое страшное, что среди тех, кто был расстрелян тогда, было много моих знакомых, одноклассников и Рая… Долгое время я не мог прийти в себя и только через несколько дней тайком пробрался к тому страшному месту. Недалеко от этой братской могилы я увидел белый лист бумаги, присыпанный землей. Очень осторожно я поднял его, расправил руками и увидел рисунок: трава, колоски пшеницы, лучи солнца, букашки и поле… Рая! Вот что видела она в последние свои дни, находясь за колючей проволокой, даже там она не переставала рисовать. Только на этом рисунке чего-то не хватало…
Лишь спустя несколько лет, глядя на этот лист из школьной тетради, я понял, чего не хватает здесь. Детей! Улыбающихся, радостных, живущих под мирным небом.
Я долго хранил этот рисунок, но потом решил отдать в музей, несмотря на то, что он мне был очень дорог. Пусть он напоминает нам всем о зверствах той страшной войны.
Эта история произвела на меня сильное впечатление. Моё сердечко сжалось в кулачок, сильно забилось в груди. Нет, эти события нельзя забыть, о них надо помнить всегда! Попрощавшись с Петром Ильичом, я ещё долго бродила по городу, пока не нашла ту улицу, возле синагоги. Интересно, где жила Рая?!
«Сколько много осталось недорисованных картин, недописанных книг, неспетых песен и непрожитых жизней, — думала я. – Надо, чтобы подобные экспонаты находились не только в музеях, но и рядом с теми людьми, которые поддерживают фашизм, принимая необдуманные решения, потому что они должны видеть, к чему это может привести».
Милана Рубайло, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», ученица 8 «Б» класса школы №2 (учитель Л. В. Пожарская)
Последние новости
Конкурс «Учитель года России – 2025» стартовал в Клинцах
В муниципальном этапе участвуют восемь педагогов, представляющих свои достижения.
Александр Макаров вновь избран мэром Брянска
Депутаты горсовета единогласно поддержали кандидатуру Макарова на очередной срок.
Изменения в законодательстве о публичных палатах России
Президент подписал закон, уточняющий принципы организации общественных палат в регионах.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией