"Арктике" покорилась Арктика
17 августа 1977 года, ровно 45 лет назад, советский атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса.
17 августа 1977 года, ровно 45 лет назад, советский атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Он сделал это первым в мире среди надводных кораблей в активном плавании. Поход «Арктики» стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам.
За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Это событие имеет мировое значение и давно отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник. Не все знают при этом, сколь непрост был путь «Арктики» к полюсу, а также о том, как сложилась судьба ледокола после выхода на «пенсию». Вот несколько малоизвестных фактов из его биографии.
«Арктика» — самый первый ледокол в мире, которому пришлось преодолевать ледяные поля толщиной в несколько метров. Поход на Северный полюс показал, что по многолетним льдам можно плавать, и весьма быстро. Между тем, нельзя сказать, что все шло гладко: эту самую сложную часть похода руководитель рейса Тимофей Гуженко назвал «камнедробилкой». По его словам, в наиболее мощных льдах «Арктика» шла, «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед». За время похода к Северному полюсу, продолжавшегося с 9 по 22 августа 1977 года, судно преодолело 3852 морских мили, в том числе 1200 миль — через многолетний лед. Цель экспедиции была достигнута — доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. С 1982-го до 1986 год ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев» в честь генсека, умершего 10 ноября 1982 года, а затем был переименован обратно. В конце 1983 года экипажу «Арктики» (тогда — «Леонида Брежнева») выпало серьезное испытание в ситуации, случающейся, как говорили моряки, раз в столетие. Караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы. «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999-го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин — продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов). 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики». Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И — победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.Последние новости
Ситуация с гриппом и ОРВИ в Брянской области
Заболеваемость гриппом и ОРВИ увеличилась на 5,46% за неделю.
Нарушения в расчетах Газпрома в Брянске
Управление выявило несоответствия в оплате за техническое обслуживание.
Новые инициативы по улучшению качества образования в Москве
Городские власти внедряют современные технологии и методы обучения.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований