Славен город делами, славен город людьми. Краеведческий проект, посвященный 90-летию Суражского района
Суражскому району исполняется 90 лет. По историческим меркам, — это небольшой, но важный по значению период, позволивший району занять своё достойное место среди муниципальных образований Брянской области.
Суражскому району исполняется 90 лет. По историческим меркам, — это небольшой, но важный по значению период, позволивший району занять своё достойное место среди муниципальных образований Брянской области.
Значительный потенциал района заключается именно в том, что здесь живут талантливые и трудолюбивые люди. Во все времена жителей отличали готовность к ратному и трудовому подвигу, активная гражданская позиция, созидательная деятельность на благо родного края.
Суражская районная библиотека реализует краеведческий проект «Славен город делами, славен город людьми». Сегодня наш рассказ пойдет об Анне Петровне Мехедовой - ветеране Великой Отечественной войны-труженике тыла, ветеране педагогического труда.
1948 год. Трудные послевоенные годы. С похвальным листом после окончания семилетней школы с. Васьковичи Почепского района Брянской области Анна Петровна Мехедова поступила в Суражское педучилище. Скромная, нигде до поступления в педучилище не бывавшая, деревенская девочка окунулась в учение. Надо было показать, подтвердить, что без всяких натяжек ей дали похвальный лист в сельской школе.
Анна Петровна вспоминает: « Меня встретило большое, красивое здание с аккуратной вывеской «Суражское педагогическое училище имени А.С. Пушкина». Всё здесь вдохновляло на получение прочных знаний: опытные, великодушные, внимательные, заботливые, чуткие, но строгие преподаватели, большие и светлые классные комнаты. Это направляло нас на хорошую учёбу. В послевоенные годы учебников было мало, тетради получали по разнарядке по 2-3 тетради по 24 листа. Все студенты береги, экономили каждый листок, каждую строчку».
Постепенно страна залечивала раны, нанесённые войной, восстанавливала разрушенное хозяйство, возрождалось народное образование. Стране были нужны хорошо подготовленные кадры.
Несмотря на все трудности, жизнь в педучилище протекала интересно: охотно учились, упорно трудились, интересно отдыхали. На уроках, затаив дыхание, ловили каждое слово преподавателей. Сергей Илларионович Кутузов - всегда подтянутый, аккуратный, с коротко подстриженной седой бородкой и такими же волосами. Он учил грамотному письму, правилам ведения тетрадей. Сергей Илларионович напутствовал студентов на учебу перефразированной суворовской поговоркой: «Тяжело в учении - легко будет в работе со своими учениками в школе» и далее «Собирайте в свою копилочку побольше знаний. Может быть, попадёте в такую ситуацию, что не к кому будет обратиться за советом и помощью. Вот и пригодится эта копилочка».
Слушая рассказы физика Герасименко Тихона Трифоновича о передаче изображения человека на расстояние, о телевизорах- просто не верилось: «Фантастика всё это»- думали мы. Предсказания физика стали явью, когда в Сураже в 60-е годы появились телевизоры. В то время купить телевизор могли не все. Смотреть телепередачи ходили к родственникам, соседям, друзьям.
Анна Петровна вспоминает и о том, что уроки чистописания проводила Нина Александровна Зенина. Она добивалась правильного каллиграфического письма каждой буквы, каждого её элемента. «Научитесь правильно и красиво сами писать - научите этому своих учеников»- напоминала Нина Александровна.
«Не всегда мы понимали нашего преподавателя рисования Лидию Максимовну Щерба -вспоминает Анна Петровна. Она так хотела нас научить хорошо рисовать. А не всем нам это давалось. Как мы горько пожалели потом! В те годы уроки рисования, пения, физкультуры вели сами учителя начальных классов.
Уроки труда проходили с большими трудностями из- за нехватки бумаги, картона, инструментов, оборудования. Но преподаватель Никита Васильевич Богинский выходил из трудного положения: выписывал картон на фабрике «Пролетарий», в магазинах просил оставить для него коробки из под обуви и других вещей, различные обрезки бумаги в типографии.
Мы учились вырезать и конструировать различные поделки, предусмотренные программой начальной школы.
С большим интересом студенты слушали рассказы Александра Сергеевича Гладченко, преподавателя ботаники, о выведении Мичуриным новых сортов фруктов, ягод.
Всегда спокойная, скромная Вера Игнатьевна Котусева на уроках литературы, русского языка старалась на образах литературных героев воспитать в нас доброту, порядочность, честность, умение прийти друг другу на помощь».
С большой теплотой Анна Петровна вспоминает преподавателя истории Савелия Илларионовича Емельяненко, познавшего ужасы войны, фронтовика, инвалида Великой Отечественной войны. Он доводил до сознания студентов как дорог мир, что молодежь должна его беречь, укреплять нашу Родину своей хорошей учёбой, трудом. А если придётся- встать на её защиту! Какие - то новые слова, понятия, схемы Савелий Илларионович писал на доске левой рукой; правую руку он потерял на фронте. Никогда не повышал голоса, и в классе всегда царила тишина.
Ника Васильевна Кутузова, жена Сергея Илларионовича, на первом курсе вела математику. Старый опытный педагог, она старалась научить студентов решать задачи. Анна Петровна вспоминает: «Мы старались незаметно помочь друг другу на контрольной работе. Ника Васильевна хотела знать наши истинные знания и не допускала, чтобы мы «пошпаргалили». Тогда мы находили другой способ: использовали плохой слух нашей старенькой учительницы. Сидели спокойно, но тихонько шептали решения задачи друг другу. Она и это понимала, по нашим губам».
Хорошо была поставлена внеклассная работа: ставили спектакли по произведениям писателей и драматургов, проводили конкурсы чтецов, спортивные состязания, сольное и хоровое исполнение песен, выезжали с концертами в РДК, в сельские клубы.
Музыкальным оформлением занимались как преподаватели (Шубабко М.М,, Товпеко Я.И), так и учащиеся педучилища. Мощно, профессионально звучал общеучилищный хор. Жизнь в стенах педагогического училища била ключом. Анна Петровна Мехедова до сих пор считает, что её студенческие годы останутся до самых последних дней светлой, приятной, радостной полосой жизни.
И вот наступил март 1952 года. Заседание комиссии по распределению выпускников на работу. Выбор невелик, почти весь выпуск был направлен в Дагестан.
21 июля 1952 года был назначен сбор всех выпускников на станции Унеча. Анна Петровна вспоминает: « К перрону подходит поезд «Гомель-Москва». Мы в вагоне - озабоченные, но весёлые. Вот и Москва! Дух захватывало. Какие высокие, красивые дома, широкие проспекты, улицы! Сколько разных машин! А как интересно под землей в метро! Вот она романтика! Как мы этого ждали!».
В Махачкале - столице Дагестана- всех собрали в Министерстве просвещения Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики для беседы о нашем нравственном поведении среди дагестанцев и для распределения о районам, в горные аулы. Через день вчерашние студенты уже были в райцентре села Хучни. Поселили их в школе, спали на полу, все рядом друг с другом. Утром все получили направления в школы. Анну Петровну и Мехедова Михаила Ивановича назначили в семилетнюю школу вести все предметы 5-го и 6-го классов, кроме национального языка. В тот же день за ними приехал житель этого маленького горного аула на двух волах, впряженных в арбу. Анна Петровна вспоминает, что добрались благополучно до места назначения. Маленький горный аул, расположенный среди гор, как будто в котловане. На близком расстоянии друг от друга в ауле тянулись дома, сделанные из известняка, из которого вытесывали большие кирпичи. Все дома двухэтажные с плоскими крышами. На первом этаже жители держали скот: коров, волов, овец, кур, индюков. На втором этаже жили сами. Полы в комнатах глиняные, еженедельно их мыли серой глиной. Она высыхала, и пол становился гладким. Сверху на него расстилали ковры, сотканные своими руками из разноцветных шерстяных ниток. Печь была устроена в стене с выходом дыма через всю стену на крышу. В такую комнату поселили и их. Хозяйка не говорила ни слова по - русски. Хорошо, что старший сын шестиклассник знал русский язык и стал им переводчиком. Постепенно Анна Петровна научилась понимать и плохо разговаривать на их языке.
Первое сентября. Перед Анной Петровной 15 человек в 5 классе, среди них только 3 девочки, и 11 учеников в 6 классе, только мальчики. Дело в том, что родители не разрешали девочкам учиться после начальной школы. «Научились читать и писать- и хватит. Пусть ткут ковры и выполняют все работы по хозяйству». Замуж выдавали рано, в 15, 16, 17 лет.
В школе 5 учителей: учитель начальных классов на национальном языке, учитель русского языка в начальных классах, директор школы, который вёл родной язык и Анна Петровна с Михаилом Ивановичем вели все остальные предметы. Анна Петровна вспоминает : «Пророческие слова преподавателей педучилища сбылись. Только наши знания и умения, полученные в педучилище, были советниками и друзьями. А еще кропотливая работа.
С молодым задором, энтузиазмом принялись мы за работу. Каждый урок продумывали тщательно, сами изготавливали наглядные пособия. Все трудные слова переводили на их язык родной язык, иначе не усвоят материал. Тренировки, проговаривание, работа над ошибками. Вся эта работа приносила ощутимый результат. Ученики и их родители относились к нам с большим уважением».
Проработав полгода, Анна Петровна попала под проверку работы школы министерством просвещения. «Посетили и мои уроки русского языка и литературы- вспоминает Анна Петровна- проверили мою работу в тетрадях учеников, внеклассную работу, работу с родителями. Вначале охватило сильное волнение. А потом погрузилась в работу с классом так, что почти забыла о присутствии инспектора такого ранга на уроке. Инспекторская комиссия высоко оценила мою работу и включила меня в состав комиссии по проверке других школ района. Добирались мы до других горных аулов в школы верхом на лошадях, только этим транспортом можно было добраться по горной тропинке».
Ученики помогали преодолеть трудности даже тогда , когда у Анны Петровны и Михаила Ивановича Мехедовых родилась дочь, а его призвали в армию. Они возили дрова из лесу, рубили их, вносили в комнату. Сын хозяйки-семиклассник, даже и воду приносил, и печку топил.
Отработав положенные 3 года семья Мехедовых вернулась в Сураж .
Анна Петровна Мехедова 43 года отработала в школах г. Суража. Вместе с преподавателями педагогического училища имени А.С. Пушкина подготавливала учителей для школ области. Профессию учителя выбрали многие из учеников Анны Петровны, успешно закончившие Суражское педучилище. Анна Петровна говорит: «Успешно трудятся выпускники Суражского педагогического училища во многих уголках нашей России, держат марку нашего храма науки».
Анна Петровна – ветеран Великой Отечественной войны- труженик тыла, ветеран педагогического труда. Всю свою жизнь она посвятила детям. Многие её ученики любят и помнят Анну Петровну. Всегда приглашают на встречи одноклассников в школу, пишут письма, приходят в гости. Анна Петровна активный житель нашего города. Она участник районных патриотических мероприятий, активный читатель и участник мероприятий, проводимыхСуражской районной библиотекой.
Материал подготовлен по воспоминаниям ветерана войны-труженика тыла, ветерана педагогического труда Анны Петровны Мехедовой.
Последние новости
Дезертир из Украины провел 2 года в укрытии в ДНР
Мужчина искал брата после того, как сбежал с военной службы.
Команда проводит важное мероприятие в городе
Участники обсуждают ключевые темы и делятся опытом.
Новый взгляд на классическую оперу в Брянском театре драмы
Спектакль «Летучая мышь» удивил зрителей своим обновленным составом и яркой атмосферой.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку