Воспитание и обучение детей – ее призвание

В далеком 1932 году в уважаемой и трудолюбивой семье Петровых Григория Гавриловича и Клавдии Васильевны, проживающих в селе Война, родилась дочка Юля.

В далеком 1932 году в уважаемой и трудолюбивой семье Петровых Григория Гавриловича и Клавдии Васильевны, проживающих в селе Война, родилась дочка Юля. В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами семья потом переехала на постоянное место жительства в Радогощь, древнерусское село с богатой историей (как свидетельствуют летописные источники, оно возникло в 12 веке). Учеба любознательной Юлии была прервана во время временной оккупации района фашистскими захватчиками.

После освобождения Комаричского района от оккупантов она, окончив Радогощскую семилетнюю школу, поступила в Комаричское педагогическое училище. После успешного завершения учебы в 1954-1955 годах начала трудиться в Радогощской, а затем в Лопандинской школах старшей пионервожатой. Эту энергичную, общительную, способную к работе с детьми девушку приметили в райкоме комсомола и предложили возглавить отдел пионеров и школьников. То, что справится с новым участком работы, она не сомневалась. Ее мучало одно: а ведь с детьми в школе ей придется встречаться реже. После двухлетней работы в РК ВЛКСМ, проявляя настойчивость, при поддержке Бухаревой М.П. Юлия Григорьевна навсегда связала свою работу учительницей начальных классов в районе: в Козинской семилетней школе, затем в порядке перевода в Дедоводской начальной, а с 1960 года по 1986 год – в Прудковской семилетней школе, 26 лет работы в которой стали особым периодом в становлении ее как настоящей учительницы начальных классов.
В 1963 году семилетние школы реорганизованы в восьмилетние. А в 1965 году реорганизовался Брасовский район и образовался Комаричский. Проживая с семьей в деревне Починок-Алешок, граничащей с деревней Прудки, она почти ежедневно преодолевала путь по бездорожью до Прудковской школы и обратно. До начала занятий надо было успеть сделать все необходимое по домашнему хозяйству.
Со студенческой скамьи она четко уяснила, что быть учителем – огромная ответственность перед обществом. Ведь ученику нужно прививать не только умения, знания, навыки, но и духовные ценности. Без призвания, таланта учителя, не воспитаешь личность. Она, взявшая на себя обязанность по воспитанию и обучению детей, в полной мере осознавала ответственность и важность педагогической работы.
В разговоре с Юлией Григорьевной Куфтовой вспомнили педколлектив Прудковской школы (многих знал, работая в Литижской школе, а затем инспектором районо). Прослезившиеся ее глаза искренно говорят о многом хорошем, что было в то время. Как тут не вспомнить тружеников-учителей, профессионалов: Калугина Г.И., участника Великой Отечественной войны, Гапонова И.Н. (директоров школы), Ефремову А.Г., Алешина Т.А., Алешину А.А., Гапонову Е.А., Заслуженного учителя школы РСФСР, Львову Т.А., Дубикову В.Н., Звонникову Г.Е., Звонникова А.С., Семину К.И., Петрушина И.С. и других.
Юлия Григорьевна мастерски заинтересовывала детей в учебно-воспитательном процессе, умела находить тот ключик, который открывала в их умах искорки стремления к званиям, порядочности, человечности.
Прошло очень много лет. Но она помнит не одну сотню своих учеников. Например, Куфтова Валя – кандидат наук. Гапонов Александр, Марченкова Зоя, Куфтов Владимир и многие другие достигли больших профессиональных высот. Начальная школа – фундамент образования и воспитания. В строительстве, например, это основание, служащие опорой для стен здания. Нет фундамента – обрушится здание. Без него прервется и процесс образования учащихся.
Через всю педагогическую деятельность Юлия Григорьевна пронесла с собой замечательное высказывание великого писателя Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И она доказала это на практике.
«Сегодня, в 21 веке, – говорит Юлия Григорьевна, — воспитать детей, по моему мнению, сложнее, чем ранее. Появились смартфоны, планшеты, изменились некоторые ценности. Но ведь главная цель начальной школы, как и раньше – научить ребенка учиться. Никто не отменил и сейчас спокойное требование учителя с доброжелательным отношение к детям и использование рабочего инструмента учителя – улыбку…»
Поздравив ветерана с наступающим праздником Днем учителя, вспомнили с ней многих учителей района, работавших в разное время. Среди них, например, Бобкову Лилию Алексеевну (преподавала в педучилище, работала завроно, завучем в Лопандинской школе), талантливую учительскую семью Дуровых – Ивана Андреевича и Брониславу Григорьевну, Журавлеву Маргариту Ивановну, Афанасову Наталью Степановну, Аникушина Сергея Филипповича (работал завроно), Мельникова Владимира Александровича, Заслуженного учителя школы РСФСР, Амелина Виктора Максимовича, Задохина Анатолия Максимовича, Тишина Владимира Ивановича и многих других.
Не чуралась она общественной работы. На протяжении многих лет возглавляла участковую избирательную комиссию в Починок-Алешке. За активное участие, например, во Всесоюзной переписи населения в 1959 году ей объявлена благодарность Правительства СССР.
За заслуги в деле образования она награждена знаком «Отличник народного просвещения», Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, знаком «Победитель соцсоревнования» и другими. Ее беспокойная память возвращает в то страшное время Великой Отечественной войны, которое ей, ребенку, пришлось испытать и выжить. С волнением рассказала, как после освобождения района от оккупантов наряду со взрослыми жала стебли пшеницы и ржи, а затем цепями их молотили. А тяжелый труд по очищению территории после лесозаготовок в Радогощском лесу разве можно забыть?..
Юлия Григорьевна проживает в благоустроенном доме с семьей сына Вячеслава (Вячеслав Егорович Куфтов после окончания Брянского сельхозинститута работает главным инженером в ООО «Заря», а раньше возглавлял СПК имени Тимирязева. Избиратели его выбрали вновь депутатом райсовета). Она окружена заботой и вниманием. Сын Александр часто навещает маму. Он около 40 лет добросовестно проработал водителем. Продолжил дело отца Егора Михайловича, рано ушедшего в мир иной. Награжден государственной наградой – медалью «За преобразование Нечерноземья РСФСР».
Еще в 16 веке французский философ-гуманист М. Монтень сказал: «Для того, чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». И на это у Юлии Григорьевны Куфтовой хватило ума.
Петр Ерошкин

Последние новости

Ситуация с гриппом и ОРВИ в Брянской области

Заболеваемость гриппом и ОРВИ увеличилась на 5,46% за неделю.

Нарушения в расчетах Газпрома в Брянске

Управление выявило несоответствия в оплате за техническое обслуживание.

Новые инициативы по улучшению качества образования в Москве

Городские власти внедряют современные технологии и методы обучения.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Пензе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *