Сберечь и передать своим детям и внукам
Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их создания и исторические изменения, заложенную в них культурную память.
Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их
полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их
создания и исторические изменения, заложенную в них
культурную память.
Д.С. Лихачев
На протяжении вот уже 15 лет с целью привлечения внимания общественности к какому-либо событию, дате, области деятельности человека и т.д. в нашей стране президент подписывает особые указы. В них прописываются те события, на которые будет обращено особое внимание. Первый указ президента России от 14.06.2007 г. № 761 о проведении в 2008 году в Российской Федерации Года семьи был подписан В.В. Путиным. Можно сказать, что за эти годы уже сложилась эта интересная, важная, одобренная и принятая обществом традиция.
Напомним названия этих «именных» годов и приведём их полный список. 2008 — Год семьи; 2009 — Год молодёжи; 2010 – Год учителя; 2011 – Год российской космонавтики; 2012 – Год российской истории; 2013 – Год охраны окружающей среды; 2014 – Год культуры; 2015 – Год литературы; 2016 – Год российского кино; 2017 – Год экологии; 2018 – Год добровольца и волонтера; 2019 – Год театра; 2020 – Год памяти и славы; 2021 – Год науки и технологий. 2022 – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
Предложение объявить 2022-й год Годом культурного наследия В.В. Путин поддержал еще в ноябре 2019-го. На заседании совета по межнациональным отношениям он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу года и учесть особенности каждого региона России.
В тексте указа №745 от 30.12.2021 говорится, что
решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей. Глава государства предложил проработать программу, которая будет учитывать национальные особенности каждого региона России. Год культурного наследия народов России предполагает популяризацию народного искусства. Кроме того, особое внимание уделяется традиционным ценностям и этнокультурному многообразию страны. Кабинет министров России согласно указу президента сформировал оргкомитет, который займётся планированием мероприятий. Стоит отметить, что Год культурного наследия народов крайне важен, так как Россия — это многонациональная и многоконфессиональная страна.
Коротко о понятии «культурное наследие».
Наследие — это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями. Они очень важны для сохранения исторической памяти, а также культурного и природного генофонда страны. В формировании культуры важную роль играют традиции и преемственность. Культурное наследие — это также и традиции, направленные на сохранение культурной памяти.
В настоящее время в результате тщательного изучения и разработки классификации памятников понятие «культурное наследие» переосмыслено и звучит так: культурное наследие – это: а) совокупность материальных и духовных памятников (памятники градостроительства, архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, природы и т. д.); б) движимые памятники (объекты живописного искусства, рукописи, архивы и т.д.); в) так называемые духовные памятники (специфические формы хозяйствования, верования, традиции, технологии и т. д.).
Культурное наследие – 1) общее социокультурное достояние, передающееся из поколения в поколение, обеспечивающее устойчивость социокультурных образований различного уровня; 2) совокупность предметов духовной и материальной деятельности, представляющих историческую и эстетическую ценность
«Культурное наследие» — термин относительно молодой и используется сегодня в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. Понятийный аппарат охраны культурного наследия менялся с развитием научных представлений о памятниках и с изменением политической и идеологической ситуации в стране (политика правительства в сфере культуры, выражается, прежде всего, в законодательных актах об охране, реставрации и использовании памятников). История формирования понятия «культурное наследие» неразрывно связана с развитием научных представлений о памятниках.
25 июня 2002 года вышел закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности.
У нашей страны богатая, сложная, противоречивая история. Поэтому очевидно, что в каждом регионе России есть различные памятники культурного наследия. Есть они, конечно, и в нашем Красногорском районе. Обратившись к интернету, обнаружил, что данные по этому вопросу в разных источниках не всегда совпадают. Поэтому, не претендуя на предоставление исчерпывающих, абсолютно точных данных, приведу некоторые из них.
Будучи далеким от исследования этого вопроса, с интересом и некоторым удивлением узнал для себя много нового. Так, не знал, не ожидал, что в нашем районе есть 34 памятника археологии, в том числе 22 – федерального значения. Никогда не знал, к примеру, что совсем рядом с моей очень маленькой родиной (п. Даниловка) находится «Стоянка «Щедрин-III» с координатами: «Щедрин, на правом берегу р. Беседи, в 200 м от воды, в северо-восточной части песчаной возвышенности». Описание : «эпоха неолита, памятник археологии федерального значения». И таких открытий для себя каждый из нас может сделать достаточно много.
Далее. В нашем районе 14 памятников истории. Практически все они представляют собой одиночные могилы и братские могилы советских воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Самым большим захоронением в Красной Горе является братская могила 63 (по другим данным – 66) советских воинов. В последнее время обустроена могила Ф.Д. Гагаро в Щедрине и разбит сквер имени Героя Советского Союза И.Н. Лысенко в микрорайоне «Ширки» Красной Горы. Теперь, я так полагаю, это тоже памятники истории. Памятны места, связанные с И.С. Буйневичем, полным кавалером ордена Славы, и Н.М. Буйневичем, героем острова Даманского (с. Заборье).
Есть в Красной Горе один памятник монументального искусства регионального значения — памятник В.И. Ленину. Здесь все понятно.
А вот с памятниками архитектуры не все так просто. Так, по одним данным, в районе 4 памятника архитектуры: храм в честь Рождества Христова (с. Колюды) ; церковь Покрова (с. Медведи) ; мельница ветряная (с. Морозовка) , со временем уже разрушенная, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Яловка) . По другим данным, к памятникам архитектуры относится братская могила большевиков-красногорцев, павших за свободу и независимость нашей Родины (пгт. Красная Гора). Так по паспорту. На самой стеле такая надпись: «Героям-красногорцам, отдавшим жизнь за Советскую власть, благодарные земляки». Представляется, что это больше соответствует данному захоронению. Имеет место небольшое разночтение. Вероятно, в каждое время что-то добавлялось, уточнялось.
Разумеется, что к памятникам архитектуры относится и Храм во Имя Святой Троицы, освященный в 2015 году в Красной Горе.
К чему я все это пишу? К тому, что в этом году будет обращено более пристальное внимание на эти памятники, целесообразно приобщить к этому делу школьников и других неравнодушных людей, любящих свой край красногорский. Разумеется, такая работа в районе проводится.
Очевидно, что тема культурного наследия всегда была предметом интереса не только классических ученых, но и писателей, журналистов, публицистов. Одним из них является Георгий Васильевич Мароховский — российский писатель-этнограф, журналист, публицист, поэт, автор более 1000 очерков и статей по народной эстетике восточных славян, автор текстов ряда песен, член Союза журналистов России, член Союза писателей России, имеет воинское звание полковника.
В разное время он работал в экспедициях на Колыме, Камчатке, Кольском полуострове. В 1970-х годах – член ученого совета этнографической и краеведческой комиссий, начальник Кольской, Брянской, затем Среднерусской этнографических экспедиций, изучавших традиционную культуру народов России – фольклор, архитектуру народного жилища и декоративно-прикладное искусство сельских поселений Европейской части России. В 1970 году избран действительным членом Географического общества Академии наук СССР.
В результате проведения экспедиций и сбора обширного материала появились книги и историко-бытовые циклы: «По следам народного искусства», «Родословная нечистой силы», «У семи околиц русской деревни», «От рождества до тризны», «Русские женщины 100, 200, 300 лет назад», «От знакомства до свадьбы», «Любовь в народной культуре и изобразительном искусстве XIX-XX вв.».
Пусть красногорского читателя не удивляет, что в данной статье этому автору уделено отдельное внимание, хотя прямого отношения к нашему району он не имеет. Это и так, и не так. Не имеет прямого отношения по рождению (родился в 1945 году в Одессе). Но дело в том, что в 1980 году в Приокском книжном издательстве (г. Тула) была издана его книга «Красна изба и углами. Этнографические очерки». Название книги объясняется автором эпиграфом к разделу «Деревянные кружева»:
— Изба красна пирогами.
-…А у доброго мастера – и углами.
(Из разговора со старым мастером).
В этой книге автор рассказывает о поселениях сельской Брянщины в момент их становления и развития, знакомит с традициями народного деревянного зодчества, архитектурной избы и теми народными промыслами, которые формировали своеобразный интерьер крестьянского жилища XVIII – XIX вв. Книга предназначена для широкого круга читателей.
В предисловии автор пишет, что в составе различных экспедиций им пройдена вдоль и поперек практически вся Брянская область, которая по степени этнографической изученности Центрального района страны стоит на одном из последних мест. (Написано это в 1980 году, поэтому к настоящему времени, спустя 40 лет, ситуация, вероятно, изменилась в лучшую сторону). Одна из заслуг Г.В. Мароховского в том, что он положил начало серьезному этнографическому изучению брянского края, в частности, поставил ряд проблемных вопросов по происхождению и развитию домовой резьбы.
На эту книгу я обратил внимание вот почему. На довольно многих ее страницах (на 33-х из 88-ми!) упоминаются или Красногорский район, или Красногорье, или Красная Гора, или названия наших сёл, или фамилии людей, живших в этих селах. Кстати, наиболее часто упоминаются такие села и деревни, как: Макаричи, Медведи, Перелазы. Вот и судите теперь, заслуживает ли Г.В. Мароховский отдельного внимания в данной статье!
А теперь позволю себе поделиться, чем, помимо уже сказанного, мне интересна эта книга, которую я купил, кажется, в Красной Горе, а может, и в Брянске, не помню точно.
Однажды, во время работы в районном отделе культуры (сентябрь 1971 – сентябрь 1973), я получил ответственное задание от Евгении Михайловны Сеньковой – зав. отделом культуры. Не могу точно сказать, в каком году это было, но в данном случае, дело не в этом, как любил говорить мой друг Александр Андреевич Хандожко. Суть задания была в следующем. В селе Перелазы на выставке народного творчества, проходившей в Доме культуры, нужно было отобрать экспонаты для участия в районной выставке такой же направленности.
Конечно, я был польщен доверием Евгении Михайловны, что мне, к тому времени имевшему только среднее образование, поручено такое важное дело. Поэтому и старался, как говорится, не ударить в грязь лицом. Очень внимательно, придирчиво разглядывал и оценивал, ориентируясь только на свой вкус, многочисленные экспонаты – результат творчества народных мастериц и умельцев.
Конечно, не мог не обратить внимания на два этих домотканых ковра. Ничего не могу сказать (по элементарному незнанию) о технике выполнения, но их определенная строгость, красочность, яркость не могли не броситься в глаза. Разумеется, что они попали на районную выставку.
Возможно, внимательный читатель статьи обратит внимание на то, что я говорю о своей работе во временном промежутке 1971-1973 гг., а фото сделаны в 1975 году и заподозрит меня в сочинительстве, а то и в самопиаре ради красного словца. Нет, я не сочиняю. Мне известно, что наравне с некоторыми другими экспонатами из нашего района эти скатерти попали на выставку в Брянск. Не рискну утверждать, но, вроде бы, они были представлены даже на выставке в Москве на ВДНХ. До сих пор считаю, что они вполне этого заслуживали. К тому же, известно, что именно в 1970-годы Г.В. Мароховский был начальником этнографической и краеведческой комиссий Брянской области, когда и мог сделать эти фотографии.
***
Г.В. Мароховский высказывал надежду, что эта его книга поможет глубже понять, как складывался облик сельских поселений Брянщины, даст возможность познакомиться с чистыми родниками народного искусства, исстари обогащающих талантами нашу родную землю, которую мы будем больше любить, чем больше будем о ней знать. Уверен, что надежда автора оправдалась. Представляется, что в Год культурного наследия народов России книги этого автора смогут оказать определенную помощь в теоретическом и практическом исследовании вопросов народной культуры в разных ее проявлениях.
Последние новости
Скорбь по профессору: ушел из жизни Владимир Павлович Лозбинев
Брянский государственный технический университет потерял выдающегося ученого.
Брянск: Проблемы и перспективы развития города
Обзор текущей ситуации и возможных направлений для улучшения жизни в Брянске.
Съезд ЛДПР в Брянске: Делегаты и новые предложения
Сергей Антошин обсудит важные вопросы на предстоящем съезде.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку