3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
В свете необходимости борьбы с невероятным количеством информации, возникающим каждый день, понимание сложных технических вопросов может быть довольно сложным. Тем не менее, производственные процессы нами же сделаны сложными. Сейчас наиболее важной задачей является создание качественной продукции, что необходимо для того, чтобы уменьшить необходимость исправлений на всём её жизненном цикле, начиная с этапа проектирования. Разработка 3D-технологий может помочь решить эти задачи и обеспечить высокую точность визуализации уже существующих предметов и обстановок, детализацию проектируемых объектов, а также обеспечить пользователю полное погружение в заданную атмосферу.
Но насколько эффективными могут быть 3D-решения в повышении эффективности бизнеса и производства? Для ответа на этот вопрос мы предлагаем провести небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
3D-технологии становятся все более доступными благодаря постоянному совершенствованию компьютерного оборудования и программного обеспечения. Сегодня они широко используются в проектировании вместо обычных макетов для более детальной проработки. Также трехмерную визуализацию можно использовать в маркетинговых мероприятиях, интерактивных тренингах и презентациях.
Чтобы создать трехмерную модель объекта, используют специализированные компьютерные программы. Существует несколько видов 3D-моделирования:
- Создание фотореалистичных изображений, которые можно проецировать на обычный компьютерный монитор или экран. Кроме того, некоторые программы позволяют печатать созданную модель на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном компьютерном мониторе (экране) с помощью специальных поляризационных очков или на специализированном 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Для достижения максимально реалистичного эффекта трехмерную модель объекта можно текстурировать, анимировать и задавать освещение.
В настоящее время создание трехмерных изображений представляет собой огромную и высокотехнологичную индустрию. Применение 3D-технологий широко распространено в таких областях, как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес. Компании EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. являются глобальными лидерами рынка 3D-технологий, а в России этот рынок активно развивается уже последние 10-15 лет.
На сегодняшний день уже существует десятки крупных компаний, занимающихся созданием 3D-тренажеров и симуляторов, а также разработкой систем виртуальной реальности. Специалистов по направлению разработки 3D-контента пока в России крайне мало.
Наибольшую востребованность 3D-технологии находят в таких сферах, как интерактивное обучение (с помощью 3D-технологий в вузах запоминаемость учебного материала повышается до 80%), в оборонном секторе (мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 г. может составить до $20 млрд), в архитектурной 3D-визуализации (может значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование), в создании рекламных роликов (высокий уровень зрелищности без необходимости сложной организации съемок), в создании художественных и анимационных фильмов (заняли свое место в репертуарах кинотеатров и уже появляются на экранах домашних 3D-телевизоров), в интернет-торговле (60% пользователей интересуется продукцией с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а около 80% - в трехмерных изображениях самой продукции), а также в создании виртуальных примерочных, где покупатель может видеть свое отражение на экране в полный рост и «примерить» изображение той или иной одежды. Также 3D-решения используются крупнейшими мировыми и отечественными концернами, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Актуальные решения для бизнеса
На данный момент существует несколько моделей используемых в компьютерных технологиях, которые применяются в корпоративном сегменте. Рассмотрим некоторые из них:
Одноэкранные 3D-системы – самые простые, распространенные и недорогие. Они не предъявляют высоких требований к помещению и могут быть применены практически в любой отрасли. Неоспоримым преимуществом таких систем является их мобильность.
Второй тип систем - мультидисплейные системы, также известные как видеостены. Для создания изображения в этой системе используются технологии сшивки проекционных изображений. Дисплеи можно соединить в любом количестве, что позволяет варьировать размеры полотна. Видеостены могут быть адаптированы под любые помещения, независимо от их конфигурации и назначения. Основные сферы применения - event-индустрия, компьютерные игры и симуляторы, выставки и презентации.
Третий тип – персональные системы погружения в виртуальную реальность: индивидуальные рабочие места, CAVE-системы различной конфигурации (3D-куб, купол). Они представляют собой специально оборудованные помещения, где 3D-изображение проецируется непосредственно на стены. Такая система позволяет создать максимальный эффект присутствия. Решения данного типа могут быть разработаны индивидуально или представлены в виде готовых решений. Они находят применение в научных, учебных и развлекательных целях.
Четвертый тип – системы дополненной реальности, которые представляют собой решения, направленные на сочетание реальных и виртуальных элементов. Примерами данного типа могут служить интерактивные примерочные, планшеты для работы с дополненной реальностью, интерактивные панели с системой распознавания движений и жестов пользователя при бесконтактном взаимодействии. Дополненная реальность часто становится инструментом автоматизации предприятий и складов.
Если на заре становления 3D-технологий они были доступны только крупным военным заказчикам из-за своей высокой стоимости, то в настоящее время компьютерные 3D-разработки все больше используются в корпоративном сегменте.