Как открыть бизнес по франшизе?
Открыв собственное дело, вы можете обеспечить себе финансовую независимость, проявить свои управленческие таланты и получить выгодное вложение средств. Однако начинать бизнес с нуля довольно сложно и затратно. Здесь на помощь может прийти франшиза. Она позволяет купить готовый бизнес по уже известному бренду, что намного проще и дешевле, чем создавать свой бренд.
Франшиза позволяет покупателю (франчайзи) не только использовать известный бренд, но и получить поддержку от продавца франшизы (франчайзера). Это включает в себя технологии, производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя все труды по продвижению и рекламе. Основной принцип франчайзинга заключается в том, что крупная компания предоставляет частному предпринимателю возможность открыть бизнес под вывеской разрекламированного бренда.
Готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов открытия собственного дела. Больше 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать даже через 10 лет после открытия. В то время как самостоятельные неопытные бизнесмены в среднем терпят неудачу после 10 лет существования в 85% случаев. Это делает франшизу более привлекательной для начинающих предпринимателей.
Заметки на полях
Введение франчайзинга в бизнес практику было довольно давно. Ведь еще в 1851 году Исаак Зингер и корпорация General Motors использовали эту возможность для развития своего бизнеса. Что же такое франчайзинг? Это схема бизнеса, в которой владелец фирмы (франчайзер) предоставляет право другим фирмам (франчайзи) использовать свой бренд, товары и процессы производства.
Одним из первых воспользовался схемой франчайзинга Исаак Зингер. В 1851 году он начал продавать партнерам право на использование своего бренда в качестве дилеров. Так, он успешно расширил географию продаж и увеличил объемы производства.
Корпорация General Motors тоже применила эту модель в своем бизнесе. Они передали исключительные права по сбыту своей продукции дилерской фирме. Это дало возможность не только увеличить продажи, но и освободиться от непроизводительных задач, связанных с реализацией товаров.
Сегодня франчайзинг – широко распространенная практика в мира бизнеса. Она позволяет компаниям масштабировать бизнес, привлекать новых клиентов и дилеров, расширять географию продаж.
Взаимодействие с франчайзером: постановка задачи
После того, как франчайзи открывает свое предприятие, он начинает сотрудничать с франчайзером. Это сотрудничество не ограничивается только регулярными выплатами роялти. Компания-продавец активно участвует в жизни и развитии нового предприятия, организовывая маркетинговую поддержку и при необходимости обучение нового персонала, а также занимаясь разработкой акций, стимулирующих продажи, таких как распродажи и специальные предложения. Франчайзер также предоставляет консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом в розничных точках. Не менее важно то, что франчайзи всегда может рассчитывать на регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.
Окупаемость франшизы
Основными факторами, определяющими окупаемость франшизы, являются многие факторы, включая срок окупаемости, который в общем случае меньше, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. По данным экономистов, в среднем срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. При этом прибыль предприятия, работающего по франшизе, стабильнее, поскольку франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего бизнесмена.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Открытие бизнеса по франшизе может быть выгодным решением, но прежде чем вкладывать деньги в эту схему, необходимо изучить все ее преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Простота системы. Подготовленный бизнес по франшизе отлично подходит тем, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Поскольку все схемы разработаны профессионалами и были проверены многократно, франчайзи не будет проходить через этапы учения на собственных ошибках.
- Известный бренд. Развитие торговой марки требует огромных затрат: иногда потребуется много лет, чтобы потребитель узнал бренд и начал ему доверять. Бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, выигравшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, предоставляет полную информацию по всем вопросам успешного ведения дел, включая организацию поставок, обслуживание, маркетинг и продвижение.
- Преимущества при кредитовании. Представители известных марок имеют больше шансов на получение кредитов, чем обычные индивидуальные предприниматели. Владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей. Курс развития определяется владельцем бренда, который определяет и благосостояние франчайзера. В случае неудач франчайзера этот факт неминуемо отразится на всех поклонниках франшизы. Но в хорошие времена франчайзи могут разделять с владельцем бренда финансовый успех.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен произвести два вида платежей: начальный паушальный взнос при подписании договора франчайзинга, а также выплаты роялти. Паушальный взнос составляет около 10% от общих инвестиций в зависимости от известности бренда и объема информации, передаваемой покупателю. Ежемесячный роялти обычно составляет около 6-7% от оборота компании-франчайзи и включает плату за маркетинговую кампанию.
- Обязательства. Новый партнер франчайзера обязан точно следовать условиям, предоставляемым брендом. Несоблюдение необходимого уровня сервиса может заставить франчайзера закрыть свой бизнес.
На сегодняшний день, согласно отчету Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается свыше 16,5 тысячи франчайзеров, при этом количество франчайзи перевалило за отметку в 1,2 миллиона. Некоторые крупные компании могут похвастаться наличием более 1000 партнеров-франчайзи в своем кармане, по данным портала "Русский Франчайзинг" (https://rusfranch.ru/).
Начинаем делать бизнес по франшизе: с чего начать?
Одним из самых важных шагов во время выбора бизнеса по франшизе является определение области деятельности. Эксперты в этой области настоятельно рекомендуют выбирать нишу, где у вас есть знания и интересы, особенно если вы начинаете свое первое предприятие. Например, если вы никогда не работали с компьютерами, не стоит выбирать франшизу в магазине компьютерной техники. Если вы следите за трендами моды, выбирайте франшизы в области одежды и аксессуаров. Если вы заинтересованы в экономике, выберите франшизы кредитных организаций, чтобы использовать свои знания.
Кроме того, если речь идет о бизнесе по франшизе, обязательно следует учитывать финансовые возможности. Все франшизы имеют разную стоимость, и некоторые из них требуют большого финансового вложения. Например, франшизы ресторанов, отелей, гипермаркетов и фитнес-центров являются самыми дорогими, в то время как розничные магазины могут быть заметно дешевле. Перед тем, как выбрать конкретное направление, обязательно оцените свои финансовые возможности и возможный доход от бизнеса.
Один из возможных способов приобретения бизнеса по франшизе - использование личных сбережений. Однако, не у каждого есть достаточно средств для внесения первоначального взноса. Именно поэтому многие предприниматели заявляются в банки за кредитом. Но есть и другие возможности. Например, в качестве инвестора может выступить компания, продавшая франшизу. Все же, этот способ подойдет только для тех, кто уже работает в компании и такой вариант взаимодействия между компанией и сотрудниками является распространенным. Работник может быть назначен директором филиала и иметь возможность в дальнейшем стать владельцем франшизы.
Если данный вариант не является подходящим, можно рассмотреть другие опции для получения инвестиций. Простое приобретение франшизы и сама известность бренда уже делают шансы на успех довольно высокими: люди гораздо склоннее инвестировать в известные бренды, чем в стартапы, где никому не известен уровень риска.
Франшиза - выбор для тех, кто уже определился с бизнес-направлением и ищет готовое решение для старта собственного дела. Но не все франшизы одинаково выгодны, и перед покупкой необходимо проанализировать не только само предложение, но и компанию-франчайзер.
Первое, на что стоит обратить внимание, - это размер широкой сети успешных предприятий, работающих по выбранной франшизе. Если множество точек продаж процветает, можно считать, что у компании есть будущее.
Также стоит обратить внимание на срок работы организации-франчайзера. Идеальный вариант - это давно окупившееся предприятие, которое уже зарекомендовало себя на рынке.
Поддержка франчайзи - еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание. Перед покупкой необходимо узнать, какую именно помощь компания готова предоставить, и проверить наличие всех мер поддержки в договоре.
Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта. Компании-однодневки, напротив, не предоставляют никаких цифр и упирают только на предполагаемую выгоду.
Нельзя забывать, что несмотря на все признаки успешной франшизы, гарантий нет. Потенциальный франчайзи также должен изучить рынок, он собирается занять: есть ли спрос на выбранные товары и услуги, сколько конкурентов, уровень их сервиса и расценки. И только после тщательного анализа можно принимать решение.
Что ждет дальше после выбора франшизы? Даже при делании основательного анализа и рисков, перед открытием предприятия необходимо пройти череду подготовительных этапов.
Процесс обновления бизнес-плана
Как было указано ранее, франчайзеры, сконцентрированные на долгосрочном сотрудничестве, предоставляют своим франчайзи бизнес-план, который включает в себя планируемые продажи и прибыль, затраты на организацию товарного сбыта и накладные расходы, а также смету капиталовложений, необходимых для запуска бизнеса. Таким образом, стандартный бизнес-план нуждается в доработке, учитывая значительные различия в условиях между городами и местами расположения точек.
Перед арендой и ремонтом помещения необходимо установить требования франчайзера к выбору торговой точки, такие как площадь, расположение и дизайн помещения, а также состав персонала и другие детали. Некоторые компании-франчайзеры могут помочь в выборе помещения и в переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Более серьезные компании могут организовать обучение персонала, предложить услуги мерчендайзеров и даже организовать торжественное открытие точки.
Фото: freepik.com