Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам
В России фермерство является относительно новым видом деятельности, который зародился примерно тридцать лет назад. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов в нашей стране пока не так высока, как за рубежом, это очевидно вопрос времени. Фермеры-растениеводы выращивают свою продукцию без использования агрессивных химических удобрений, а животные, которых выращивают на мясо и молоко, откармливаются экологически чистыми кормами, которые также выращиваются на той же местности. Ассортимент гастрономических продуктов, предлагаемых фермерами, рассчитан на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.
Статья: Фермерские продукты и политика
В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была значительно дороже отечественной и автоматически считалась более высокого качества. Но сегодня ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как только 3,1% предпочитают импортные, а 21,6% безразличны к происхождению продуктов. В тот же год все 100% опрошенных считали отечественную мясную продукцию лучшей, а молочную - 93,8%, овощи - 70,6%, а фрукты - только 34,8%. На тот момент эти данные не содержали ярко выраженной патриотической компоненты, которая играет все большую роль в опросах последних лет. Примерно 20% респондентов сейчас мотивируют свой выбор отечественных продуктов питания патриотизмом.
Но как насчет качества продукции? Увы, российские производители продуктов питания все больше стремятся к снижению затрат и переходят на более дешевое, но менее качественное сырье, как правило - импортное. В результате, многие отечественные продукты стали подражанием импортных: красивая упаковка, долгий срок хранения, но отсутствие вкуса и пользы.
Таблица №1 показывает, что к 2009 году особенно остро встал вопрос качества отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт продовольствия в целом в это время превышал 50%, а по некоторым видам достигал 80%. В январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Согласно этой Доктрине, производство сельскохозяйственной продукции к 2020 году на отечественном рынке по мясу должно составлять 85%, по молочным продуктам - 90%, а в целом доля отечественных продуктов питания – 80%.
Однако импортозамещение – процесс небыстрый, и пока еще полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российских продуктов. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Государство выделило более 3,4 млрд рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств в 2015 году.
Тренд на продукты с фермы: чтобы быть здоровыми и экологично осознанными.
Фермерская продукция является объектом интереса для двух основных категорий потребителей: тех, кто заботится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кому не безразлична экология. Особенности фермерской продукции:
- Личная ответственность производителя.
- Регулярные поставки небольшими партиями, обеспечивающие свежесть продукции.
- Сезонность.
- Натуральный вид из-за отсутствия красителей.
Казалось бы, современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркета настолько сильно, что иногда приходится убеждать их просто попробовать «неказистые» фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Однако, если убедить покупателей, критерии здорового выбора продуктов становятся очевидными.
По данным Союза органического земледелия, 21% населения России имеет хорошее представление о том, что такое органические и экологически чистые продукты питания и предпочитает покупать именно их. В этой группе 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - те, кто по состоянию здоровья вынужден тщательно следить за качеством пищи, 10% - люди с высоким доходом, 5% - приверженцы модных трендов во всех сферах жизни.
Однако, хотя фермерская и органическая продукция должны быть одним и тем же, в России пока нет законодательства, которое бы урегулировало, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без применения вредных для здоровья веществ и технологий. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает органические продукты по адекватным ценам. С другой стороны, ставки могут быть повышены на 50% и более, а этикетка "органические продукты" может быть нанесена безо всякой проверки. Поэтому, нет единого способа найти добросовестных производителей для регулярных закупок. Каждый покупатель должен решать этот вопрос самостоятельно.
Как приобрести фермерскую продукцию в Москве?
Москва предоставляет множество возможностей для приобретения качественных продуктов, но не все из них являются стабильными. Поэтому хорошо быть осведомлённым о нескольких вариантах, находящихся рядом с домом или работой.
Ярмарки выходного дня - это один из вариантов. В 2016 году, они начали работать в Москве с 1 апреля. Крупнейшие из них находятся в Кузьминках (108 мест) и Хамовниках (72 места). В общей сложности, в Москве есть 102 площадки, полный официальный перечень которых можно найти на сайте Департамента торговли и услуг. Обычно, здесь торгуют фермерскими товарами, которые достаточно разнообразны и доступны из 50 регионов России. Они также имеют умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные. Однако, у этих ярмарок есть свои минусы, такие как сезонность, ограниченное количество продавцов и не всегда удаётся купить нужное количество товаров.
Рынки сельхозпродукции также являются вариантом покупки экологически чистых продуктов. Некоторые ранее существовавшие магазины были закрыты, но все ещё есть некоторые солидные бренды, например, Даниловский и Дорогомиловский рынки. Кроме этого, существуют более молодые, но популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Плюсом является продуктовая направленность, а также всесезонность и ежедневная работа. Однако, здесь бывает сложно сориентироваться на больших площадях.
Универсальный рынок привлекает многих, т.к. это помогает сделать покупки для всей семьи в одном месте. Однако, здесь доступен не самый большой выбор продуктов и их производителей часто трудно проверить. Известные рынки такого формата это Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково» и ТК «Садовод».
Специализированные магазины фермерской продукции также пользуются популярностью, особенно в спальных районах. Недостатком здесь является то, что эти торговые точки неустойчивы, и неожиданно исчезают. Более устойчивым вариантом является интернет-торговля фермерскими продуктами, что влечет за собой выбор товара по картинкам и отзывам. Также одним из преимуществ интернет-торговли является возможность оплаты банковскими картами. Но, к сожалению, при этом теряется личный контакт с продавцом. Частично этот недостаток можно компенсировать ведением страниц в социальных сетях.
Хотя система торговли фермерскими продуктами в столице ещё не отлажена, интерес к экологически чистым продуктам постоянно растёт, и этот бизнес является одним из самых перспективных.
Оптовые партии фермерских продуктов всегда заинтересовывают ритейл-представителей, гостиниц и ресторанов, а также частные санатории и реабилитационные центры. Крупные закупки возможны несколькими способами:
- Напрямую у фермеров. Это может быть осуществлено через личные контакты или на оптовых рынках, например, в известных местах, таких как оптово-продовольственный центр "FOOD-СИТИ", оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Этот вариант наиболее гибкий и универсальный, но требует тщательной предварительной обработки.
- У перекупщиков. Перекупщики берут на себя общение с фермерами и тратят дополнительные деньги, однако объем предоставляемых услуг фактически минимален. Этот вариант можно рассматривать как запасной.
- Через потребительские кооперативы. Торговые сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу, хранение, сортировку, сушку, мойку, упаковку и транспортировку продукции. Они заключают сделки, проводят исследование рынка сбыта и организуют рекламу. Таким образом, они выполняют значительную часть работы, которая недоступна фермерам. Это удобно для ритейловых компаний, которые могут сразу отправить продукцию на прилавки. Для менее крупных закупщиков такой вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
- На платформе электронной торговли сельхозпродукции. Это каналы сбыта, которые создаются с помощью государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства "Единый центр развития сельского хозяйства" создал портал "РОСАГРОТОРГ.РФ", который помогает наладить связи между поставщиками и сетями торговых точек, обеспечивает безопасность взаиморасчетов и организовывает грузоперевозки. На портале можно организовать собственный виртуальный магазин, а также искать продукты и регионы. Недостаток портала - минимальная функциональность и шаблонность.
В целом, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас трудно найти друг друга на рынке и установить долгосрочные отношения. Российский фермер знаком с концепцией цивилизованного бизнеса, и вести подобную деятельность без любви к своему делу и уважения к потребителю практически невозможно. Качество продуктов и услуг, как правило, высоко. Отличительной чертой фермеров является отсутствие возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, поэтому успех находится в личных контактах.
Фото: freepik.com