Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса
В современных условиях невозможно представить успешный бизнес без грамотно поставленного финансового плана и бюджета. Если руководство компании не имеет точного и полного понимания о объемах денежных поступлений и расходов как в настоящий момент, так и в будущем, в худшем случае бизнес может столкнуться с банкротством. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В данной статье мы расскажем об этих понятиях, объясним взаимосвязь и разницу между ними, а также расскажем о методах организации эффективного финансового планирования.
Финансовое планирование и бюджетирование — два понятия, которые часто путаются. Но несмотря на их тесную взаимосвязь, у каждого направления имеются свои уникальные особенности.
Финансовое планирование может быть определено как стратегия, направленная на распределение текущих и ожидаемых денежных ресурсов в соответствии с потребностями компании. Главная цель финансового планирования заключается в том, чтобы рассчитывать расходы таким образом, чтобы компания могла уверенно развиваться, обеспечивать прибыль и исполнять обязательства перед государством, клиентами, кредиторами и другими сторонами. Финансовые планы включают в себя источники доходов, цели расходов, а также графики платежей и поступлений на долгосрочный период.
Расчеты, проводимые в рамках финансового планирования, базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет довольно точно планировать расходы на довольно длительный период.
Финансовое прогнозирование имеет схожую функцию с финансовым планированием, включая распределение средств в соответствии с потребностями компании. Однако в отличие от финансового планирования, при прогнозировании оперируют предполагаемыми, а не точными данными. Например, на основе анализа рынка можно сделать предположение о скором росте цен на производимый товар, но точно утверждать этого нельзя.
Бюджетирование является одним из инструментов финансового планирования и представляет собой систему управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами на короткий период. Бюджетирование помогает контролировать экономическое положение и количественные результаты работы предприятия. Формируются планы поступлений и расходов по различным направлениям бизнеса, подразделениям и проектам. Далее производится учет операций, и с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность бюджета.
Итак, финансовое планирование направлено на достижение общих целей, а бюджетирование разрабатывает практические способы их достижения. Бюджетирование также служит инструментом контроля использования ресурсов компании и управления персоналом, благодаря четкой определенности планов. Это, в свою очередь, налагает дисциплину на финансовую управление компании.
Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:
- выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
- определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
- связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
- обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
- определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
- определение необходимости во внешнем финансировании;
- установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.
Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:
- разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
- обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
- распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
- контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.
Планирование и управление финансами являются одними из важнейших аспектов любого бизнеса. Существует несколько видов планирования, которые могут быть использованы на предприятии.
Классификация видов планирования:
1. Сроки
Согласно этой классификации, планирование и прогнозирование на предприятии могут быть:
- Стратегическим
- Текущим
- Оперативным
Стратегическое планирование рассчитано на период в среднем до пяти лет. Основная цель — установить тенденции развития компании на длительный период, а также определить пути достижения намеченных целей. На этом этапе выясняют необходимость предприятия в финансировании, устанавливаются способы привлечения ресурсов и прогнозируются результаты.
Текущее планирование направлено на установку целей на период в один год. На основе разработанной финансовой стратегии устанавливаются промежуточные цели, а также годовые планы расходов и прибылей. Бюджетирование является основным инструментом текущего планирования.
Оперативное планирование — это нижний уровень планирования, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений. Этот вид планирования рассчитан на срок до трех месяцев и осуществляется для конкретных заданий.
2. Объекты
В зависимости от объекта планирования виды планирования могут быть совершенно разными. По этому критерию выделяются:
- Финансовое планирование
- Налоговое планирование
Цель налогового планирования заключается в сокращении расходов организации по обязательным выплатам в бюджет, используя все доступные законные способы.
Методы планирования:
Существует несколько методов планирования, которые могут быть использованы на предприятии, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, а также сферу применения. Вот некоторые из них:
- Экспертные оценки: В основе этого метода лежат мнения специалистов в той или иной области. Коллективные экспертные оценки точнее, чем индивидуальные, так как они позволяют определить степень согласованности мнений и получить наиболее достоверные результаты.
- Методы экстраполяции: Этот метод основан на определении тенденций развития объекта планирования на основе анализа предшествующего и текущего опыта.
- Методы моделирования: При помощи этого метода строятся математические модели на основе анализа прогнозируемого объекта и определении его характерных признаков.
- Нормативный метод: Этот метод учитывает существующие нормы и стандарты в процессе планирования.
- Балансовый метод: Этот метод основан на установлении равновесия между поступлениями и расходами на предприятии.
Финансовое планирование является неотъемлемой частью любого бизнеса. Оно помогает оценить перспективы развития, определить допустимые объемы затрат, приоритетные направления использования денежных ресурсов, а также потребности в инвестициях.
Фото: freepik.com