Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.
Анализ рынка: цели и виды
В современном бизнесе комплексный анализ является необходимостью.Данный анализ включает в себя изучение структуры рынка, свободных ниш и сегментов, информации о конкурентах и потребителях, спроса на товары и услуги и их цен, а также оценку возможных рисков. Поэтому для правильного составления плана анализа рынка, выбора метода и использования эффективных инструментов, важно определить цели исследования.
Для того, чтобы начать маркетинговый анализ рынка, необходимо определить его цели. В зависимости от цели анализа устанавливается его предмет. Например, если нужно проанализировать емкость, конъюнктуру и дать оценку актуальным и будущим тенденциям рынка, необходимо изучить его структуру. Для оценки развития рынка и выявления рыночной доли товара/услуг предприятия в сегменте, проводится предметный анализ товара/услуг. Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш помогает отыскать новые источники продаж. Комплексное изучение целевого сегмента позволяет определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка. Изучение потребителя помогает выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию, а также определить требования целевой аудитории. Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, можно произвести экономическое исследование рынка. Конкурентов необходимо исследовать для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ.
Также важно понимать различия между сферами бизнеса, которые имеют свои отличительные особенности. B2B («бизнес для бизнеса») – характерен для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства, деревообработка, химическая промышленность. Потребителями являются другие компании. B2C («бизнес для конечного потребителя») – это продажа товаров и услуг физлицам для личного и семейного пользования. B2G («бизнес для государства») – маркетинговые отношения между бизнесом и государством. C2C («потребитель потребителю») – это продажа товаров и услуг между физическими лицами.
В каждой сфере применяется своя модель продаж, поэтому и исследование рынка будет направлено на поиск ответов на различные вопросы. Например, как заинтересовать большое количество потребителей или как заинтересовать конкретного заказчика, как найти дополнительные точки сбыта и многое другое.
После того, как были определены цели анализа рынка, можно приступать к подготовке его плана. Для этого используются различные методы, такие как опросы, интервью и/или фокус-группы. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, конкурентный анализ, оценку цен и экономический анализ рынка, изучение способов продвижения продукта на рынке и многие другие.
Однако не всегда требуется подробный анализ. Иногда необходимо просто оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.
Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.
Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.
Исследование рынка является важным аспектом для бизнеса. При правильной организации и выполнении оно способно повысить спрос и продажи, оценить потенциальные угрозы и помочь избежать их. Тем не менее, стоимость маркетингового анализа может значительно различаться в зависимости от многих факторов.
Одним из первых факторов, влияющих на цену, являются используемые методы сбора информации. Стоимость проведения опроса может варьироваться от 40 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от количества вовлеченных респондентов, объема ресурсов, потраченных на аналитику и критериев отбора аудитории.
Наиболее затратными методами получения информации являются личный опрос, поквартирный опрос и холл-тест. Опросы в онлайн-формате стоят дешевле. Кроме того, для полноты картины может потребоваться добавление фокус-группы или например, глубинного интервью.
Цена анализа данных также может значительно варьироваться. Краткий отчет может стоить около 20 000 рублей, полный отчет — примерно 30 000 рублей и аналитическая записка — порядка 9000 рублей.
Однако некоторые компании готовы предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, где в стоимость уже включены все статьи расходов. Например, обзор рынка включает оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. При этом конкурентный анализ обойдется ориентировочно в 55 000 рублей, а потребительский анализ - примерно 45 000 рублей.
Хотя проведение исследования рынка может быть затратным, оно окупится, если использовать его результаты при разработке стратегии бизнеса.
Фото: freepik.com