Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Многим знаком термин «мерчендайзер», но согласно правилам русского языка, он должен писаться как «мерчандайзер». В принципе, это специалист, который занимается организацией продаж в сфере маркетинга. Он отвечает за продвижение товара или продукции отдельного бренда. В данной статье мы расскажем о профессии мерчандайзера в магазине и о том, кому может подойти эта работа.
Одна из наиболее распространенных профессий в сфере продаж - мерчандайзер. Несмотря на то что данная должность появилась в прошлом веке, суть деятельности остается не очень понятной для многих. Мерчандайзер - это специалист, который занимается стимулированием продаж, однако не взаимодействует напрямую с клиентами. Его работа заключается в том, чтобы организовать эффективный контакт покупателей с продукцией.
Работа мерчандайзера включает в себя выстраивание баланса между пятью элементами: товаром, местом, временем, объемом и стоимостью. Он должен иметь понимание того, с чем имеет дело, учитывать специфику локации, временные рамки и объем товара, а также принимать во внимание его стоимость. Если все факторы будут учтены, увеличение объема продаж может достигнуть 200-300%. Но для этого очень важно правильно подобрать мерчандайзеров.
Некоторые люди ошибочно считают, что главным элементом работы мерчандайзера является выкладка товаров. На самом деле это всего лишь одна из его обязанностей. Важнее всего правильно разместить продукцию, зная, как это повлияет на решение покупателей. Мерчандайзер отвечает за множество задач, включая изучение покупательского интереса, формирование ассортимента, конкурентный анализ и отчетность. Эти элементы помогают улучшить результаты продаж и добиться успеха в работе.
Часто в сфере мерчандайзинга контроль осуществляется супервайзером по мерчандайзингу. И хотя начать работу можно с должности мерчандайзера, через некоторое время есть возможность дорасти до руководителя. Для этого необходимо проявлять внимание к аналитике и отчетности, а не только заниматься выкладкой товаров.
Работа мерчандайзера: виды и особенности
Задача мерчандайзера заключается в эффективной организации продаж. В зависимости от мероприятий, которые он проводит, можно выделить несколько типов мерчандайзеров.
Мерчандайзеры обычно работают в гипермаркетах и супермаркетах. Если их закрепляют за конкретной точкой продаж, то их называют стационарными мерчандайзерами. Если же мерчандайзер занимается несколькими магазинами в рамках рабочего дня, то он является мобильным мерчандайзером. В любом случае, мерчандайзер должен иметь свою зону деятельности. Она может быть ограничена территорией одной торговой сети или географическим положением.
Существует несколько видов мерчандайзеров, которые различаются по функциональным обязанностям:
- Технический мерчандайзер. Его работа заключается в следовании технологии размещения продукции на полках. Он может работать в одном магазине или перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер. Он отвечает за создание особой атмосферы в магазине, используя музыку, ароматы и свет. Он часто работает в одном магазине, чтобы добиться единой атмосферы.
- Перекрестный мерчандайзер. Он создает тематические зоны, в которых товар будет выглядеть наиболее выгодно. Он анализирует, какие товары покупают вместе друг с другом (например, что покупают вместе с хлебом).
График работы мерчандайзеров обычно свободный и может включать различные форматы работы, такие как неполный рабочий день, несколько смен в неделю, рабочий график 2/2 или выходные дни.
Основные требования работодателей к мерчандайзерам
Одним из преимуществ сферы деятельности мерчандайзеров является то, что для этой работы не требуется наличие высшего образования. Также список требований соискателей на эту должность от работодателей не является переполненным и включает следующее:
- Гражданство Российской Федерации или наличие официальных документов, позволяющих работать на территории страны (например, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство).
- Наличие медицинской книжки.
- Физические навыки: хорошая выносливость, расторопность и возможность проводить всё рабочее время на ногах.
- Личные качества: внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность и готовность учиться.
Даже без опыта работы мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство, если он готов пройти стажировку и погрузиться в дело. Работодатель ценит дисциплину и ответственность соискателя, а все остальное приходит с опытом.
Студенты часто интересуются вакансиями мерчандайзера на выходные дни, на неполный рабочий день или с графиком 2/2. Это замечательная возможность зарабатывать без ущерба учебе. Независимо от того, изучает ли человек маркетинг, это также может стать полезной практикой и стартом для строительства карьеры в будущем.
Статья "Зарплатный вопрос"
Журнал "Сегодняшний бизнес" выясняет, сколько можно получать, работая мерчандайзером в магазинах. Заработок специалистов по продвижению товаров зависит от региона и зоны ответственности. По данным на март 2019 года в среднем по стране мерчандайзеры получают около 31 200 рублей.
Несмотря на то, что наибольшее количество вакансий мерчандайзера находится в Московской и Ленинградской областях, уровень зарплаты в этих регионах не является лидирующим. В Москве максимальный доход может достигать 75 000 рублей, а в Санкт-Петербурге — 52 000 рублей. Кроме того, размер зарплаты может зависеть от нескольких факторов: вида занятости (полная, частичная, вахта), места работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин, несетевые точки) и наличия дополнительных обязанностей (водителя, грузчика, товароведа).
Важно отметить, что работа мерчандайзера с неполным рабочим днем может быть выгодной, так как позволяет сотрудничать сразу с несколькими компаниями. Это, в свою очередь, может увеличить доход.
Итак, хоть для работы мерчандайзера не требуется высшее образование и глубоких экономических знаний, эта профессия имеет свои перспективы. Специалист по продвижению товаров может обеспечить себе достойный заработок и повышать свой статус в карьере.
Фото: freepik.com