Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Множество автовладельцев ценят скорость своих авто с турбированными двигателями. За счет турбокомпрессора мощность может возрасти на 30-40%. Однако, не стоит забывать, что турбина, как и любой другой механизм, со временем изнашивается и требует ремонта. В случае отсутствия мер по устранению неисправностей, можно получить значительные проблемы, включая поломку самого двигателя. В этой статье мы расскажем, почему возникают проблемы с турбиной, как их предотвратить, как происходит процесс ремонта, а также где можно отремонтировать турбину.
Турбокомпрессор — это устройство, которое используется для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя с помощью выхлопных газов, и устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Бензиновые и дизельные двигатели могут быть оснащены турбокомпрессором, но температурные режимы их работы различаются. Для изготовления турбины бензиновых двигателей используют сплавы высокой жаропрочности из-за более высокой рабочей температуры на 200 градусов.
Хотя турбокомпрессор считается достаточно надежным устройством, он часто выходит из строя раньше, чем другие части двигателя. Это связано с тем, что его бесперебойная работа зависит от исправности всех систем автомобиля, таких как системы охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, и системы вентиляции картерных газов.
Чтобы работала правильно, турбина должна вращаться до 250 000 оборотов в минуту и выдерживать температуру до 1000 градусов. Повреждения могут происходить по ряду причин. Некачественное или загрязненное масло может вызвать проблемы для турбокомпрессора, поскольку при его вращении вал и подшипники испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица может оставить царапину. Вал и подшипники могут быть повреждены, что в результате приводит к ускоренному износу. Для турбированных двигателей нужно приобретать только специальное моторное масло высокого качества, которое поможет создавать хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, избегая повышенного износа.
Недостаточное количество масла также может привести к проблемам с турбиной. Если масло не проходит сквозь турбокомпрессор, то температура внутри корпуса резко повышается. Масло начинает сворачиваться, что приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может произойти из-за неисправности масляного насоса или деформации трубок подачи и слива масла, или при недостаточном количестве масла в двигателе.
Попадание инородных частиц, таких как песок, грязь и мелкие насекомые может стать причиной постепенного стачивания лопастей турбины. Это вызывает деформацию и потерю тугости подшипника. Регулярная и своевременная замена воздушного фильтра может предотвратить эту проблему. Крыльчатка турбины может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора. В таком случае, ремонт турбины двигателя практически невозможен.
Засорение выхлопной системы также может стать большой проблемой для турбокомпрессора. Катализаторы и фильтры устанавливаются на современные автомобили для повышения их экологичности. Однако, из-за засорения катализатора может произойти уменьшение выхлопа, что создает неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и провоцирует быстрый износ подшипника. Катализатор необходимо менять каждые 150 000 км.
Несоблюдение условий эксплуатации также может привести к проблемам с турбокомпрессором. Он требует масла и правильного прогрева двигателя. Многие автолюбители допускают большие интервалы между заменой масла, что может нанести ущерб турбокомпрессору. Также, холодные запуски могут повредить турбину. Она не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора, что приводит к проблемам.
Этапы процесса ремонта турбокомпрессора в технических центрах включают в себя несколько этапов. Неисправность турбокомпрессора можно диагностировать по увеличенному расходу масла, снижению производительности двигателя, посторонним шумам и черному выхлопу. Для проведения полной диагностики неполадок и получения качественного ремонта необходимо обратиться в квалифицированный автосервис, где используется специализированное оборудование.
Процесс ремонта турбин двигателей включает в себя следующие этапы:
- Проведение компьютерной диагностики электронных узлов для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
- Осмотр турбины для проверки ее целостности; определение наличия осевого люфта и потери масла; оценка состояния клапана вестгейта.
- Демонтаж и разборка турбокомпрессора, проведение визуальной дефектовки.
- Чистка турбины, включающая отмывку в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, отправка неповрежденных деталей турбокомпрессора на обработку в пескоструйную камеру, полировка деталей.
- Сборка турбокомпрессора, замена деталей при необходимости.
- Балансировка турбокомпрессора на трех этапах — балансировка ротора, ротора с колесом и самого картриджа.
- Тестирование турбины на специализированных стендах, в ходе которого проводится выявление остаточного дисбаланса ротора.
- Анализ состояния актуаторов (электронных или механических клапанов) при помощи прибора-тестера.
- Установка отремонтированной турбины на автомобиль, проверка патрубков и интеркулера на герметичность с помощью дымогенератора.
На всех этапах ремонта турбокомпрессора нужно соблюдать идеальную чистоту, чтобы исключить возможность быстрого износа запчастей из-за мельчайших частиц грязи.
В случае ремонта бензиновых турбин могут быть выявлены неполадки катализатора, вызванные его постепенным засорением продуктами переработки топлива. Одним из способов решения проблемы является демонтаж и замена вышедшего из строя катализатора на новый, однако это стоят дорого. Более бюджетный способ — перепрошивка блока управления двигателем после удаления агрегата.
Клапан ЕГР является крайне важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Для предотвращения возможных причин поломки необходимо регулярно ухаживать за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР.
Способен ли обычный автовладелец самостоятельно устранить неполадки в работе турбокомпрессора? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Некоторые считают, что для ремонта турбины нет необходимости обращаться в профильные сервисы и соответствующие мастерские. Есть возможность восстановления турбокомпрессора на своей территории. Для этого нужны элементарные знания автосервиса.
Важно понимать, что грамотное устранение неисправностей начинается с их обнаружения. Однако, без специального оборудования трудно предвидеть последствия своей работы. Ситуация может быстро выйти из-под контроля, и "домашний" ремонт превратится в вложение гораздо большей суммы денег.
Процесс обычного ремонта включает следующие этапы: демонтаж турбины, разборку, очистку, визуальную осмотр деталей, замену необходимых компонентов, сборку и монтаж. Конечно, можно справиться самостоятельно, но только в некоторых случаях. Например, если неполадка заключается в загрязнении и закоксовке деталей, то самостоятельное вмешательство может оказаться успешным.
Стоит учитывать, что при сборке без специализированного стенда, можно допустить ошибки в балансировке ротора и картриджа. Не менее важным является проведение компьютерной диагностики для точности определения общей картины неполадок.
Водитель, решивший перехватить инициативу и починить турбокомпрессор самостоятельно, должен тщательно взвесить все риски и сравнить с необходимостью затрат на ремонт у профессионалов. Неправильно собранная турбина может причинить значительный ущерб двигателю, даже до того, как последний выйдет из строя. Важно учесть, что даже имея хорошие знания в автомеханике, можно допустить ошибку, которая повлечет за собой еще большие неприятности.
К таким серьезным недостаткам можно добавить- отсутствие гарантий и высокий риск повреждения двигателя. Поэтому, оптимальным вариантом остается доверить автомобиль профессионалам. Лучше обратиться в сертифицированные автомастерские и избежать риска нанести ненужный вред собственному автомобилю.
Фото: freepik.com