Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки

Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.

Симптомы задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
  • 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
  • 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
  • 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.

Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.

Причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.

Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.

Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.

Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.

Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.

Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:

  • Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
  • Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
  • Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
  • Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
  • Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.

Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.

Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять

Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *